Правовой документ

Наставление для районных инспекторов пожарной охраны, 1942 НКВД

Авторы:

-

Выходные данные:

утвержден начальником ГУПО НКВД СССР, комбригом Богдановым 27 марта 1942 года

Описание:

Интересный документ регулирующий деятельность инспектора государаственного инспектора пожарного надзора в 40-х годах прошлого века. Примечательно, что в нем уже прослеживаются некоторые зачатки "гибкого" нормирования.

 

 


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


 

 

1. Районные инспектора Пожарной охраны НКВД являются представителями государственного пожарного надзора и в их задачи входит организация и проведение мероприятий по предупреждению пожаров и борьбе с ними в сельских населенных пунктах и контроль за осуществлением противопожарных мероприятий на расположенных в районе объектах наркоматов и ведомств,


В (городах и других населенных пунктах, имеющих пожарные команды НКВД, эти мероприятия осуществляются последними.


2. В своей работе районный пожарный инспектор руководствуется «Положением о районном пожарном инспекторе пожарной охраны НКВД», объявленном приказом НКВД СССР за № 0409— 1939 |г„ положением b государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением ЦИКиСНК СССР за № 52/654—1936 г., директивами и указаниями ГУПО НКВД СССР и УПО (ОНО) НКВД-УНКВД,

 

3, Районный пожарный инспектор во всех отношениях подчиняется начальнику УПО (ОПО) и начальнику того райотделения НКВД, в состав которого он входит.

 

Районному пожарному инспектору могут поручаться начальником РО НКВД периодические проверки состояния частей городской пожарной охраны НКВД и ведомственной пожарной охраны, расположенных в городах, а также проверки выполнения противопожарных мероприятий администрацией промпредприятий, учреждений и организаций, находящихся в городах и населенных (пунктах, имеющих ’городскую пожарную охрану НКВД.

 

Проверка частей военизированной пожарной охраны НКВД может поручаться районному пожарному инспектору только начальником УПО 1(ОПО) НКВД-УНКВД или его заместителем, с обязательной выдачей Специального предписания на право проведения проверки,

 


II. ОБЯЗАННОСТИ РАЙОННОГО ИНСПЕКТОРА ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ НКВД.


 


4. Районный пожарный инспектор обязан:


а) осуществлять государственный пожарный надзор за противопожарным состоянием колхозов, совхозов, МТМ, МТС, промыш-ленных и торговых предприятий, общественных, культурно-просветительных, учебных и лечебных учреждений и других объектов и хозяйств, находящихся в районе и контролировать выполнение противопожарных мероприятий, правил и инструкций по пожарной безопасности на этих объектах; 


б) разрабатывать проекты решений райисполкома по вопросам пожарной охраны и вносить их через начальника РО НКВД на утверждение райисполкома;


в) проводить противопожарную разъяснительную работу и пропаганду среди населения по соблюдению профилактических противопожарных мероприятий;


г) учитывать все возникающие в районе Рожары, анализировать причины пожаров и на основе анализа горимости и противопожарного состояния района разрабатывать мероприятия по улучшению пожарной охраны и противопожарного состояния объектов, находящихся в районе, согласовывать их с заинтересованными ведомствами и представлять в необходимых случаях через начальника РО НКВД на утверждение районных советских и партийных организаций;


д) ставить через начальника РО НКВД на рассмотрение РК ВКП(б) и райисполкома вопросы о невыполнении администрацией предприятий, учреждений, совхозов, колхозов и т. п. мероприятий пожарной безопасности;


е) участвовать в распределении средств по районному бюджету и отчислений Госстраха на меры предупреждения и борьбы с пожарами и осуществлять контроль за правильным и своевременным использованием этих средств;


ж) вести учет новых строительств в районе (за исключением объектов, охраняемых ВПО) и контролировать выполнение в процессе строительства установленных противопожарных норм;


з) проводить по согласованию с начальником РО НКВД и райисполкомом оперативные совещания начальников ведомственной пожарной охраны и начальников добровольных пожарных дружин сельских населенных пунктов МТС, МТМ и др. по вопросам укрепления и улучшения рожарной охраны;


и) в соответствии с установленным порядком, а также по от-дельным указаниям УПО—ОПО НКВД-УНКВД и начальника РО НКВД, производить расследования по делам о пожарах и невыполнении противопожарных мероприятий.


к) организовать через сельсоветы ДПД, инструктировать ДПД, контролировать их работу, принимать меры к обеспечению их противопожарным инвентарем и организовать подготовку начальников и личного состава ДПД.

 


III. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА.


 


5. Все населенные пункты и находящиеся в районе объекты (колхозы, совхозы, МТМ, МТС, элеваторы, крупные зернохранилища, школы, клубы, кинотеатры, льнозаводы и прочие 1промыш- ленные предприятия), за исключением объектов, контроль за противопожарным состоянием, которых осуществляется непосредственно УПО—ОПО и ГПК, районным пожарным инспектором должны быть взяты на учет.


Противопожарное состояние этих населенных пунктов и объектов должно проверяться районным пожарным инспектором не менее 2-х раз в год (одно основное и одно контрольное обследование). Особоважные объекты, в зависимости от их значимости и противопожарного состояния, должны проверяться чаще.


Районный пожарный инспектор в своей работе должен сконцентрировать основное внимание на важнейших участках (учитывая сезонные работы - охрану от пожара урожая, подготовку к борьбе с лесными и степными пожарами и проч.) и в каждом населенном пункте или на рбъекте, на которых им будет производиться работа, добиться устранения всех недочетов, могущих повлечь к возникновению пожаров, установить необходимый противопожарный режим и сколотить актив членов ДПД (колхозников, рабочих, служащих), который был бы в состоянии довести до конца намеченные противопожарные мероприятия, закрепить достигнутые результаты и обеспечить соблюдение противопожарного режима. Примеры хорошей работы актива должны быть использованы в качестве образца при проведении районным пожарным инспектором работы в других пунктах района, Организация профилактических противопожарных мероприятий на объектах в районе и (государственный пожарный надзор должны осуществляться районным пожарным инспектором в плановом порядке.


6, В начале каждого года в соответствии с указаниями УПО-ОПО и данными о горимости и состоянии пожарной безопасности объектов в районе, районным пожарным инспектором должен быть составлен перспективный план работы на весь год с примерной разбивкой на кварталы, На основе этого перспективного плана и вновь выявленных обстоятельств, или Полученных распоряжений УПО-ОПО, составляются уточненные квартальные планы и рабочие календарные планы на каждый месяц с указанием сроков выполнения работ.

 

Планы, как перспективный, так квартальные и месячные, должны обязательно утверждаться начальником РО НКВД. Планы работы должны составляться так, чтобы большую часть времени райпожинспектор находился в разъезде по району, на объектах,

 


7. В Плане работ районного инспектора пожарной охраны НКВД, наряду с обследованием по 2 раза всех объектов в районе, должно быть предусмотрено:


а) мероприятия по вовлечению в борьбу по предупреждению пожаров работников советских, партийных, комсомольских и других организаций района;


б) постановка вопросов о противопожарном состоянии района в целом и отдельных объектов в президиуме райисполкома и бюро районного комитета Партии;


в) созыв при райисполкоме или райкоме партии специальных совещаний, с участием райпрокуратуры, начальника районного отделения милиции, редактора районной газеты, районного инспектора Госстраха для обсуждения вопросов о невыполнении противопожарных мероприятий отдельными руководителями объектов,


г) созыв междуведомственных совещаний представителей за-интересованных организаций по вопросам усиления пожарной охраны при наступлении пожароопасного периода - например по обеспечению пожарной безопасности во время полевых работ (Райземотдел, РайОНО, Райздрав, Лесхоз, райпотребкооперация, сельхозснаб й пр.), предупреждению и борьбе с лесными пожарами и проч.;

д) объекты, на которых надлежит провести расследование причин невыполнения Противопожарных мероприятий;


е) мероприятия по массовой противопожарной пропаганде, радиобеседы и лекции через районный радиовещательный узел, статьи и заметки в газете, распространение памяток, листовок и лозунгов, проведение бесед, оборудование на объектах через их администрацию стендов, витрин и пр.; 

 

ж) организация ДПД живое руководство, а также проверка и инструктаж добровольных пожарных дружин в населенных пунктах, в МТС, МТМ и ведомственной  пожарной охраны;


з) наблюдение за использованием средств Госстраха на строительство и ремонт пожарных депо, на развитие производства огнестойких материалов, противопожарную пропаганду, премирование лучших ДПД и др.

 

8. Всю работу, Проделанную за день, районный инспектор пожарной охраны НКВД подробно записывает в дневник (учетный лист).

 

9. Противопожарные обследования, являясь основной формой организации профилактических мероприятий и осуществления го-сударственной пожарного надзора, имеют целью добиться такого состояния объектов в противопожарном отношении, которое исключало бы возможность возникновения на них загораний и пожаров, а в случае возникновения пожара была бы устранена возможность быстрого его распространения, обеспечены пути для эвакуации людей, имущества, а также обеспечивалась бы бесперебойная работа пожарных команд и дружин.


10. Противопожарно-технические обследования проводятся в целях:


а) ознакомления с технологическим процессом производства на промпредприятиях для выявления его пожарной опасности и разработки и проведения в жизнь соответствующих противопожарных мероприятий;


б) проверки состояния йожарной безопасности обследуемого объекта (селения, МТС, школы, больницы, завода и т. п.),  достаточности установленных на объекте противопожарных режимных мероприятий, степени их выполнения, (наличия на промышленных и сельско-хозяйственных объектах инструкций о мерах пожарной безопасности и установления такого противопожарного режима во всех помещениях и на территории объекта, который обеспечивал бы невозможность возникновения пожара от халатности, неосторожности, несоблюдения противопожарных правил и проч.;


в) выявления нарушений обязательных постановлений испол-комов местных Советов депутатов трудящихся о противопожарных мероприятиях и других противопожарных правил и инструкции и 'виновных в этом лиц и принятия мер к привлечению их к адми-нистративной (через администрацию объекта или через адмкомиссии), а в особо Серьезных случаях-к уголовной ответственности.
г) проверки пригодности для проезда пожарных команд проездов и дорог по территории обследуемого объекта;

 

д) проверки выполнения противопожарных норм и правил на вновь строющихся или реконструируемых зданиях и 'сооружениях;

 


е) установления порядка проверки состояния пожарной без-опасности производственных и складских помещений перед закрытием их по окончании работы;
ж) проверки наличия и достаточности водоисточников, водоемов и других запасов воды для целей Пожаротушения, исправности их и подъездов к ним для установки пожарных йасосов,
з) проверки наличия и исправности противопожарного обору-
7

дования и инвентаря, а также соответствия его действительной необходимости, исходя из пожароопасности объекта;
и) проверки выполнения противопожарных мероприятий, пред-ложенных по акту предыдущего обследования, установления причин невыполнения противопожарных мероприятий, виновных в этом лиц и 'принятия мер к осуществлению мероприятий и наложению взысканий на виновных в невыполнении; '
к) проверки степени освоения средств, отпущенных на выполнение противопожарных мероприятий и использования их по назначению;
л) изучения причин происшедших пожаров и загораний, с целью определения необходимых мероприятий по предупреждению возникновения пожаров и загораний в последующее время;
м) проверки боеспособности добровольных пожарных дружин и ведомственных пожарных команд, правильности несения ими службы и качества проводимой профилактической и массово-разъяснительной работы./
11. Каждое обследование должно охватывать все здания и сооружения, входящие в состав данного объекта и производиться при обязательном присутствии ответственных представителей обследуемого объекта (директора совхоза, МТС, МТМ, директора завода, председателя колхоза и пр.) или лиц, ими уполномоченных и начальника пожарной охраны, команды или добровольной пожарной дружины этого объекта.
12. В процессе обследования следует одновременно проводить краткие беседы с колхозниками, рабочими и служащими совхозов, МТС, МТМ, промышленных предприятий и обслуживающим персоналом учреждений с разъяснением задач по охране социалистической собственности от пожаров, основных противопожарных правил и мер пожарной безопасности, подлежащих выполнению как на объекте, так и в быту.
13. Районный пожарный инспектор, для обеспечения успеха в своей работе, должен обучить проведению профилактической работы и ведению занятий с членами добровольных пожарных дружин в сельских населенных пунктах, совхозах, МТС, МТМ и прочих предприятиях начальников 'ДПД. Для этого районный пожарный инспектор, проводя обследования указанных объектов, должен обязательно 'привлекать к этой работе начальников ДПД, инструктировать их о порядке производства обследований, указывать на имеющиеся недочеты (пожарной безопасности, способы их >: устранения и т, д, Подготовив Себе надежных помощников, районный пожарный инспектор может поручить таким начальникам ДПД ведение 'повседневной (профилактической работы в селениях
и совхозах, периодически контролируя их деятельность и исправляя обнаруженные недочеты.
При наличии хорошо подготовленного начальника ДПД, овла-девшего порученной ему профилактической работой, обучившего ДПД умению тушить пожары и при отсутствии в селении или совхозе крупных недочетов пожарной безопасности, районный Пожарный инспектор может сам не производить подробного обследования селения или совхоза, а поручить это дело начальнику ДПД (обследования МТС, МТМ, элеваторов и проч, предприятий районный пожарный инспектор должен производить лично).
Начальник ДПД в этом случае производит обследования в сроки, назначаемые районным пожарным инспектором и составляет на каждое обследование акт в 2-х эка., один из которых передает под расписку на втором экземпляре председателю колхоза (или сельиополкома) или директору объекта, а второй отсылает районному пожарному инспектору, У себя начальник ДПД оставляет (записи предложенных мероприятий для контроля за их выполнением.
Начальник ДПД при проведении профилактической работы в населенном пункте должен:
а) установить постоянный контроль за соблюдением мер по-жарной безопасности в обобществленном хозяйстве колхоза (скотные дворы, фермы, сараи, конюшни, молотильные тока, зернохранилища и т. д,), а также в имеющихся на территории населенного пункта школах, больницах, ветеринарных лечебницах, зданиях сельисполкомов, правлениях колхозов, ^клубах, красных уголках, машинотракторных станциях и т- д,; для наилучшего и постоянного наблюдения за пожарной безопасностью указанных хозяйств и учреждений, начальник ДПД должен привлечь в помощь себе членов ДПД, работающих в этих хозяйствах и учреждениях;
б) поручить наиболее подготовленным членам добровольной пожарной дружины постоянный надзор за соблюдением мер пожарной безопасности в жилых домах с надворными постройками, принадлежащих отдельным гражданам, для чего разбивает селение на участки и закрепляет за каждым участком одного-двух членов ДПД;
в) обучить мерам предупреждения пожаров остальных членов ДПД и поручить им вести постоянное наблюдение за выполнением этих мер в своих жилых домах, у соседей и на месте работы.
14. Помимо начальников ДПД, районный пожарный инспектор должен принять меры к привлечению к повседневной профилакти-ческой работе наиболее подготовленных членов ДПД, членов сиг-нальных страховых постов и других работников и создать из них актив, который может оказать весьма большую помощь в приведении селения, совхоза, предприятия в безопасное в пожарном отношении состояние.
15, В случае необходимости, районный пожарный инспектор может привлекать к профилактической работе работников ведом-
9

ственной Пожарной охраны .предприятий, расположенных в районе, поручая им производство противопожарных обследований сельских населенных пунктов, промышленных и прочих предприятий, расположенных поблизости от их постоянного места работы. В каждом таком случае привлечение ведомственных пожарных работников должно согласовываться с руководителями обслуживаемых ими предприятий, а привлеченным работникам должны выдаваться соответствующие удостоверения за подписью начальника РО НКВД. 1
16. На каждое обследование районный пожарный инспектор составляет 'акт по прилагаемой к настоящему наставлению форме в 2-х экз, (один из которых вручается председателю обследуемого колхоза (или председателю сельисполкома), или директору предприятия, под расписку на втором экз, а ^второй остается для контроля у районного инспектора пожарной охраны НКВД,
Акты обследования обязательно должны быть доведены до сведения руководства предприятия или председателя колхоза (а в необходимых случаях — председателя сельисполкома), которые должны сделать на акте надпись «с предложенными мероприятиями и сроками исполнения согласен» или написать свое особое мнение с точным указанием причин невозможности выполнения предложенных мер в указанные сроки.
При наличии спорных технических вопросов между районным пожарным инспектором и руководителем предприятия, которые не предусмотрены действующими противопожарными правилами и нормами и по которым не может быть достигнуто соглашения на месте, районный пожарный инспектор передает их со своим мотивированным заключением и особым мнением руководителя предприятия на окончательное решение начальника РО НКВД, а в особо сложных случаях-на решение начальника УПО—ОПО НКВД-УНКВД.
Помимо обсуждения результатов обследования с администрацией предприятия (колхоза и др.), районный пожарный инспектор должен поставить об этих результатах в известность местную партийную организацию (предприятия, колхоза, сельисполкома и т. д.) и обсудить вместе с рей мероприятия, которые необходимо осуществить для устранения имеющихся недочетов пожарной безопасности « улучшения пожарной охраны предприятия, селения и т. п. |
17. Акт вступает в силу по вручению его районным пожарным инспектором председателю правления колхоза (председателю сельисполкома) или руководителю предприятия, а при наличии спорных вопросов-по вручении им совместно с актом окончательного решения начальника РО 1НКВД или начальника УПО— ОПО НКВД-УНКВД.
18. В каждый вновь составленный акт должны включаться все мероприятия, предусмотренные предыдущим актом, но не вы-полненные ко дню нового обследования, с тем, чтобы на объекте не было двух одновременно действующих актов. При проверках выполнения отдельных предложений- нового акта не составляется, а делается за подписью районного пожарного инспектора на обоих экз. действующего акта отметка о состоянии работ по выполнению данного предложения.
19. В случае обнаружения на промпредприятиях таких недочетов в пожарной безопасности в электрохозяйстве, силовом хозяйстве, технологическом процессе производства и др., по которым районный пожарный инспектор, вследствие технической сложности вопросов, затрудняется принять решение, он должен предложить руководству предприятия создать авторитетную комиссию из специалистов для всестороннего рассмотрения возникших вопросов и принятия конкретных решений, i
Об этом районный пожарный инспектор делает соответствующую запись в акте обследования и должен в дальнейшем проследить за выполнением своего предложения- Решение комиссии с перечислением необходимых работ и сроками их выполнения должно быть приложено к акту обследования.
20. Особенно внимательно районный пожарный инспектор дол-жен подходить к мероприятиям пожарной безопасности, требующим для своего выполнения крупных капитальных затрат, Такие мероприятия (например, замена сгораемых перекрытий на огнестой-кие) должны пред’являться только в тех случаях, когда имеется налицо прямая угроза возникновения пожара и никакими иными мерами эту опасность предотвратить невозможно. На действующих объектах ни в коем случае не следует предлагать капитальные противопожарные мероприятия только на том основании, что существующее на об’екте положение (например, деревянные перекрытия) противоречит имеющимся противопожарным нормам и правилам, а в каждом случае необходимо детально выявить причины, могущие повлечь к пожару и Проработать мероприятия, которые без больших затрат могли бы устранить эту опасность.
К обсуждению таких вопросов следует в обязательном порядке привлекать инженерно-технический персонал объекта и только тогда, когда после обсуждения выявится полная невозможность ликвидировать пожарную опасность текущими мероприятиями, - вносит в акт требование о производстве капитальных работ.
При этом районный пожарный инспектор должен сам при каждом посещении любого предприятия внимательно изучать технологический процесс производства и его особенности в пожарном отношении, обращаясь за необходимыми разъяснениями и помощью к техническому персоналу, так как только при условии зна-
Ю
11

ния технологии производства, он сможет правильно и технически грамотно определять необходимые противопожарное мероприятия.
21. Не менее внимательно районный пожарный инспектор должен подходить к вопросу об установлении сроков выполнения предлагаемых им мероприятий. Сроки должны быть обязательно увязаны с физической возможностью выполнения мероприятии, обеспечения работ средствами и материалами и с другой стороны -для мероприятий, не требующих для своего выполнения изыскания специальных средств и материалов,—сроки выполнения должны назначаться минимальные, особенно, в тех случаях, когда обнаруженные недочеты связаны с реальной опасностью пожара.
22. При всех противопожарных обследованиях районный пожарный инспектор должен особое внимание обращать на установление жесткого противопожарного режима, всегда помня, что пожары возникают в громадном большинстве, случаев от нарушении элементарных правил 'пожарной безопасности. При наличии таких нарушений районный пожарный инспектор должен требовать немедленного устранения их в своем присутствии, а .если на их устранение требуется некоторое время, назначать сроки выполнения в 'пределах времени своего пребывания на объекте и обязательно проверять исполнение. Такого рода недочеты могут не вноситься в акт в качестве предложений, но о фактах обнаружения недочетов и принятых мерах к их устранению в акте должны быть сделаны соответствующие отметки.
23. Если обнаруженные недочеты связаны с нарушениями обя-зательных решений (постановлений) местных советов депутатов трудящихся, то районный пожарный инспектор должен составить протокол о наложении на виновного штрафа (через административную комиссию) или, .при наличии смягчающих обстоятельств, сделать предупреждение, назначить срок устранения нарушения и в случае невыполнения наложить на виновного штраф.
24 В случае необходимости изменения ранее предложенных мероприятий или отмены их, в акте подробно указывается чем это вызвано.
По всем невыполненным мероприятиям из предыдущего акта обследования должны быть подробно установлены причины невы-полнения требований и указаны конкретные лица, которые являлись ответственными за их выполнение.
25. Факт необходимости привлечения к ответственности лиц, игнорирующих выполнение требований органов государственного пожарного надзора, райпожинспектор в акт не включает, а освещает этот вопрос только в докладной записке на имя начальника райотделения НКВД, приводя при этом обоснованные данные.
26. Контроль и обеспечение выполнения всех предложении по
актам обследования являются одной из главнейших задач в работе районного инспектора пожарной охраны НКВД.
Районный инспектор пожарной охраны НКВД должен держать постоянную связь с начальниками ДПД и ведомственных пожарных команд и получать от них сведения о противопожарном состоянии объектов и ходе выполнения предложенных актом обследования мероприятий.
Проверка выполнения отдельных мероприятий по актам обсле-дования может 'производиться и через участковых инспекторов РКМ, особенно по вопросам предусмотренным решениям райисполкома, по согласованию этого с начальником РО НКВД и нач. рай- отделения милиции.
IV. МАССОВАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ПРОПАГАНДА,
27. Агитационно-массовая работа среди населения, по вопросам пожарной безопасности является одним из важнейших и основных элементов всей -профилактической работы органов пожарной охраны НКВД. Поэтому, при организаций этой работы районный пожарный инспектор должен всегда исходить из задачи: научить население (рабочих, служащих, колхозников) соблюдению элементарных правил пожарной безопасности как на работе) так и в быту, с таким расчетом, чтобы постепенно были совершенно изжиты пожары по причинам незнания этих элементарных правил пожарной безопасности и по причинам халатности. ,
28. При проведении массовой противопожарной агитации и пропаганды, районный пожарный инспектор должен, широко ис-пользовать все известные ему формы и методы в этой работе, вовлекая в нее пожарный актив, а также партийные, советские, комсомольские, профессиональные и другие общественные организации пожарную охрану предприятий, расположенных в районе, добровольные пожарные дружины, пионерские организации и школы.
29. Районный пожарный инспектор ни в коем случае не должен ограничиваться только проведением известных ему форм массовой работы, а исходя из местных условий и учитывая особенности текущего момента, обязан изыскивать новые, более доходчивые до населения формы и методы массовой противопожарной пропаганды по няиболее актуальным вопросам.
30. Изучив особенности своего района, наиболее частые при- чины Происходящих пожаров и условия, при которых протекает их ликвидация, работу пожарных организаций и отношение местных руководителей к вопросам пожарной охраны и безопасности, рай онный пожарный инспектор должен использовать эти материалы для кратких, но содержательных выступлений (сообщении) на рай онных съездах, конференциях, совещаниях различных организации,

добиваясь предоставления нужного для таких выступлений времени через районные партийные и советские организации, выдвигая вопросы об улучшении пожарной охраны в районе или на отдельном объекте.
Эти же ^материалы с добавлением наиболее ярких фактов и примеров хорошего и плохого отношения к методам пожарной бе-зопасности из практики проверки противопожарного состояния данного населенного пункта (и соседних с мм) районный пожарный инспектор должен использовать при проведении бесед на общих собраниях колхозников, которые следует проводить в каждом случае глубокой проверки пожарной безопасности в том или ином сельском населенном пункте,
При обследованиях МТС, МТМ, промышленных предприятий, зерновых баз, складов и т. п, районный пожарный инспектор также должен стараться в каждом случае собрать совещание или собрание рабочих и технического персонала, на котором осветить все обнаруженные дефекты пожарной безопасности и подчеркнуть последствия, к которым эти дефекты могут привести.
Организацию созыва таких собраний и совещаний районный пожарный инспектор должен проводить через сельские советы в пунктах, где они есть, через членов сельсоветов в других пунктах, в МТС, МТМ, совхозах и других предприятиях,—через администрацию и партийные организации этих предприятий.
При проведении бесед с рабочими и колхозниками районный пожарный инспектор должен стремиться максимально использовать наглядную агитацию, подбирая плакаты и лозунги на противопожарные темы, пользуясь передвижными портативными противопожарными выставками, демонстрируя предметы, послужившие причинами пожаров и т. д.
31. Большое внимание должно быть обращено районным по-жарным инспекторам на использование местного районного радио-вещания, являющегося наиболее массовой популярной и доходчивой формой пропаганды. Для этой цели районный пожарный инспектор по договоренности с исполнительным комитетом районного совета депутатов трудящихся, должен периодически передавать через районный радиоузел краткие, но содержательные беседы и указания гражданам о мерах пожарной безопасности, которые должны осуществляться для предупреждения и борьбы с пожарами, подбирая наиболее актуальные, подходящие к данному моменту темы, например; о противопожарных мероприятиях при уборке, обмолоте и хранении урожая; о борьбе с лесными и степными пожарами; о ‘подготовке отопительных приборов к зиме; о борьбе с пожарами от шалости детей с огнем и т. д.
Помимо радиопередач через районный радиоузел, районный пожарный инспектор при производстве противопожарных обследо
ваний различных предприятий, расположенных в обслуживаемом им районе, должен организовать передачу р^иобесед по вопросам пожарной безопасности, характерным для каждого предприятия, через радиотрансляционные установки этого предприятия. К организации таких радиопередач следует привлечь пожарную охрану предприятия, партийную и профсоюзную организации, подсказав им темы передач.
32. С целью развертывания массовой противопожарной про-паганды районным пожарным инспектором также широко должна быть использована районная газета, а также заводские (фабричные), колхозные и другие 'газеты - многотиражки и стенные газеты. Для этого районный пожарный инспектор должен периодически помещать в районной газете направляющего характера статьи и заметки на указанные выше темы, отмечая характерные случаи хорошего и плохого отношения на местах к вопросам пожарной охраны и пожарной безопасности, показательные случаи правильной организации тушения пожаров, лиц, проявивших доблесть и геройство при тушении пожаров и т. д.
Кроме того, для широкого использования многотиражек и стенных газет, районный пожарный инспектор, при производстве обследований различных объектов в районе, должен принять все меры к тому, чтобы из состава работников пожарной охраны предприятий, ДПД и пожарных активистов создать широкую сеть пожарных корреспондентов многотиражек и стенных газет (и в дальнейшем поддерживать с ними постоянную связь, помогая им практическим советом в обработке материалов для газет.
33. В целях усиления борьбы с пожарами от детской шалости с огнем, районный пожарный инспектор должен через заведующего РайОНО и директоров школ организовать в школах беседы учителей с учащимися на ремы о (причинах пожаров и их последствиях, о мерах предупреждения таких'пожаров и особенно пожаров от неосторожного обращения и шалости с огнем и т. д. Для таких бесед следует использовать разработанные ГУПО НКВД СССР и ОПО-УПО НКВД—УНКВД конспекты, а в необходимых случаях разработать их самому и согласовать с заведующим РайОНО.
34. Очень большую пользу в противопожарной пропаганде могут принести комсомольские и пионерские организаций и создаваемые через них отряды юных 'пожарных добровольцев. С этими организациями районный пожарный инспектор должен иметь по-стоянную связь и возможно шире вовлекать их ’в работу по предупреждению пожаров.
35. Через местные партийные организации и советские органы I районный пожарный инспектор должен добиваться издания крат- / ких лозунгов, обращений к населению и памяток по вопросам предупреждения и тушения пожаров в местных районных типогра
14
15

фиях. Тексты таких (памяток, лозунгов и обращений должны пред-варительно согласовываться с УПО (ОПО) НКВД-УНКВД.
Издаваемые в районе и получаемые от УПО(ОПО) НКВД— У НКВД материалы по массовой противопожарной пропаганде должны рассылаться председателям сельисполкомов и колхозов, руководителям предприятий и т, д, для помещения на видных местах, в клубах, избах-читальнях, ленинских комнатах, колхозных садах и парках. Кроме того, из полученных материалов следует устраивать в общественных местах выставки-витрины (постоянные или передвижные), причем, при наличии в пункте расположения выставки-витрины пожарной охраны (НКВД, ведомственной, ДПД), следует организовать в дни наибольших посещений этих мест консультации (разъяснения) по вопросам предупреждения и тушения пожаров.
Проводимые в некоторых районах районные сельскохозяйственные выставки также надо использовать для проведения массовой работы (путем [организации противопожарных стендов, витрин, выставок, на которых показать правила пожарной безопасности на плакатах, макеты правильного и неправильного устройства приборов отопления, образцы огнестойкого строительства, огнезащитной покраски и обмазки, правильной планировки, расположения и устройства водоисточников, противопожарного древонасаждения, выставку предметов, послуживших причинами пожаров, диаграммы и таблицы причин пожаров, простейший противопожарный инвентарь, лучших людей в деле организации пожарной охраны и Т. д.
36. Среди вопросов массовой противопожарной пропаганды, районный пожарный инспектор должен уделить большое внимание вопросу развития производства и применения в строительстве в сельских населенных пунктах, рабочих поселках и райцентре местных огнестойких строительных материалов (черепицы, кирпича и др.), взамен сгораемых материалов, и в первую очередь-вопросу строительства глино-соломенных, глино-смоло-соломенных и черепичных кровель, взамен кровель соломенных, гонтовых и из финской стружки.
37. Равным образом, большое внимание должно быть уделено вопросам обеспечения сельских населенных пунктов противопожарным водоснабжением (устройство колодцев, запруд, водоемов и т. п.), древонасаждения в качестве меры предупреждения стихийных пожаров, обеспечения противопожарным инвентарем и оборудованием, организации добровольных пожарных дружин.
38. Районный пожарный инспектор должен стремиться к тому, чтобы вся массовая разъяснительная работа по вопросам пожарной безопасности, как и вся профилактическая работа вообще, - строилась на основе социалистического соревнования между по
жарной охраной отдельных предприятий района, между ДПД и между колхозами в целом. Ито'ги соцсоревнования нужно периодически подводить, освещая результаты их в районной и стенных газетах и многотиражках, по радио, при проведении бесед, на собраниях и совещаниях.
V. РУКОВОДСТВО ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ
СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ.
39' Организационные формы пожарной охраны сельских насе-ленных пунктов и порядок ее осуществления предусмотрены «По-ложением о пожарной охране сельских населенных пунктов» ут-вержденным СНК СССР 2 ноября 1939 г. за № 1816,
Этим «Положением» [организация пожарной охраны в сельских местностях возложена на сельские советы, а контроль и руководство пожарной охраной, инспектирование и инструктирование ДПД возложены на органы государственного пожарного надзора НКВД СССР.
40. В соответствии с изложенным, районный пожарный ин- спектор, являющийся представителем органов государственного пожарного надзора НКВД на селе, должен основное внимание при работе в сельских населенных пунктах обращать на -правильное и полное выполнение указанного «Положения», инспектировать и инструктировать добровольные пожарные дружины по всем вопросам их работы.
о При этом районный пожарный инспектор, добиваясь наилучшей постановки дела пожарной охраны сельских населенных пунктов, не должен быть в отношении сельсоветов и правлений колхозов только официальным контролером выполнения ими «Положения», утвержденного СНК СССР, а должен всемерно помогать им в организации пожарной охраны практическими советами, а в необходимых случаях и личным участием в организационной работе.
о 41. При каждом посещении сельского населенного пункта, районный пожарный инспектор должен обязательно связываться с председателем колхоза, председателем сельисполкома (исполкома поселкового совета) по всем недочетам пожарной охраны и мерам к их устранению. Эти же вопросы районный пожарный инспектор должен ставить на общих собраниях колхозников и в беседах с ними, Проверка дружин должна обязательно сопровождаться инструктажем и личным показом,
42. Проверяя состояние пожарной охраны любого сельского населенного пункта, районный пожарный инспектор должен обращать внимание на следующие основные моменты:
а) на достаточную для данного пункта численность ДПД, ее подготовленность к тушению пожаров и боеспособность;
16
2
■и

б) на работу начальника ДПД по организации дружины, учету членов, ее подготовке, содержанию пожарного инвентаря, организации дежурств граждан селения при пожарном депо (сарае), привлечению к пожарной охране населенного пункта всех живущих в нем трудоспособных граждан )и на 'выполнение нм профилактической работы (в соответствии с указаниями, изложенными в § 13 раздела Ш настоящего наставления);
в) на правильность несения дежурств при пожарном депо гражданами селения в пожароопасный период года, пригодность назначаемых дежурных для выполнения возложенных на них обя-занностей и умение их действовать в случае возникновения пожара; .
г) нз состояние йожзрного депо (езрзя), его приспособлен- ность для Хранения пожарного инвентаря и оборудования и для несения дежурств;
д) на достаточность количества лошадей, выделяемых для вывоза пожарного оборудования на пожар, возможность быстрого их использования, наличие и исправность упряжи,
е) на достаточность и исправное содержание пожарного инвентаря и оборудования в пожарном депо (сарае),
ж) на наличие по дворам простейшего пожарного инвентаря, с которым граждане должны являться на тушение пожаров;
з) на достаточную обеспеченность селения противопожарным
водоснабжением, исправное состояние колодцев, запруд и других водоемов и подъездов к ним для подвозки воды при тушении пожаров. ' а „
43. При проверке боевой подготовки дружины, районный пожарный инспектор должен лично присутствовать на занятиях,которые начальник ДПД проводит с членами дружины, проверить соответствует ли проведение занятий указаниям, изложенным в «Руководстве по специальной подготовке добровольных пожарных дружин в колхозах и совхозах» (издание ГУПО НКВД СССР—1939 г.), провести показное занятие, лично показать как надо вести занятия, исправить допускаемые начальником ДПД ошибки и дать ему полный инструктаж.
Особое внимание следует обращать на то, чтобы вся боевая подготовка дружины велась применительно к условиям тушения пожаров в данном населенном пункте и чтобы дружинники не только научились пользованию пожарным инвентарем и оборудованием, но и умели наиболее целесообразно использовать имеющиеся водоемы и правильно расставлять средства пожаротушения и силы на случай тушения пожара в наиболее опасных местах селения,
44- Боеспособность дружины должна проверяться не только проведением учебных занятий при пожарном депо, но и устрой
ством учебных тревог по тушению примерных пожаров в различных пунктах селения. Такие учебные тревоги должны устраиваться обязательно по предварительному согласованию с председателем сельисполкома или председателем колхоза (если сельиспол- ком находится в другом селении). Перед производством учебной тревоги районный пожарный инспектор должен предварительно выбрать место условного пождра и наметить точное задание с обязательным учетом местных условий (скученность построек, их огнеопасность, наличие скота в постройках, направление ветра и т. п.), '
После проведения учебной тревоги, районный пожарный ин-спектор должен собрать всех членов ДПД и граждан, присутствовавших на тревоге и разъяснить им все ошибки и неточные действия, допущенные при тушении условного пожара.
45. При проверке боевой подготовки и боеспособности ДПД, районный пожарный 'Инспектор должен проверить полноту и пра-вильность соблюдения организационных и тактических указаний, изложенных в «Наставлении об организации тушения пожаров в сельских населенных пунктах» (издание ГУПО НКВД СССР- 1941 L). '
46. Районный пожарный инспектор обязан на месте добиться устранения всех обнаруженных недостатков как в работе нач- ДПД, так и .в организации и подготовке дружины, а также и в технике вооружения. 1
Районный пожарный инспектор обязан организовывать курсы и семинары по подготовке нач. ДПД, руководствуясь при этом программами и указаниями ГУПО НКВД и УПО(ОПО) НКВД— УНКВД.
VI. КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ И РАБОТОЙ
ВЕДОМСТВЕННОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ.
47. Районный пожарный инспектор, помимо контроля за со-стоянием пожарной безопасности находящихся в его районе про-мышленных, складских и прочих предприятий, должен обращать особое внимание на постановку службы, боевую подготовку и боеспособность охраняющих эти предприятия ведомственных пожарных команд и добиваться, чтобы эти команды вели необходимую профилактическую работу и были в состоянии самостоятельно быстро и правильно ликвидировать все возникающие по-
, жары.
48. С указанной целью районный пожарный инспектор должен на каждом предприятии добиваться через его руководителей, чтобы пожарная охрана была укомплектована до установленной штатной численности лицами, пригодными для несения пожарной
2* 19
18

службы, проверять боевую подготовку команды, знание бойцами и начсоставом своих обязанностей, охраняемого объекта и его специфических особенностей. в пожарном отношении, (опасности технологии 'производства, огнестойкость зданий ' и 'сооружений и проч.), (правильность организации и несения постовой и дозорной службы, исправность противопожарного инвентаря и оборудования, находящегося на вооружении команды и непосредственно на самом объекте, обеспеченность об’екта противопожарным водоснабжением и связью для быстрого вызова команды в случае возникновения пожара в любом здании или сооружении,
49, При Проверке боевой подготовки и боеспособности ведом-ственной пожарной охраны районный пожарный инспектор должен в основном руководствоваться указаниями, изложенными в разделе о проверке организации пожарной охраны в сельских населенных пунктах, но при этом ни в коем случае не должен подменять в работе начальника пожарной охраны объекта, а обязан требовать от него добросовестного и энергичного выполнеия своих обязанностей и указаний, которые даются ему районным пожарным инспектором при проверках,
50, При указанных проверках, районный пожарный инспектор должен обращать внимание на выполнение начальником пожарной охраны объекта распоряжений, инструкций и указаний по подготовке и службе пожарных команд, изданных центральным аппаратом пожарной охраны наркоматов, в ведении которого находится данный объект и передавать им опыт работ пожарной охраны НКВД, Для этого районный пожарный инспектор должен озаботиться получением через начальников пожарной охраны объектов таких распоряжений, инструкций и указаний и надлежащим образом изучить их- В случае отсутствия в ведомственной пожарной команде указанных документов, районный пожарный инспектор дает указания начальнику пожарной охраны объекта о подготовке и службе пожарной команды применительно к распоряжениям (инструкциям, уставам и т. п.) ГУПО НКВД СССР по городской пожарной охране, '
51. О всех обнаруженных недочетах по Службе и подготовке
ведомственной пожарной команды, районный пожарный инспектор должен дать исчерпывающие разъяснения и указания начальнику пожарной охраны объекта, сделать соответствующие записи в журнале несения службы команды (или отдельным письменным указанием) и информировать директора предприятия для принятия мер с его стороны. 1
52. Проверяя работу, службу, подготовку и боеспособность ведомственной пожарной охраны, районный пожарный инспектор должен внимательно проверить работу начальника пожарной охраны (команды) объекта и его соответствие занимаемой должности
20
и о результатах и своих выводах информировать директора объекта. „
В случае непригодности начальника пожарной охраны к вы-полнению возложенных на него обязанностей, районный пожарный инспектор должен потребовать от директора объекта замены его подготовленным и знающим лицом, а !в случае невыполнения этого требования — донести начальнику УПО(ОПО) НКВД-УНКВД для принятия мер по его линии.
53. Большое, внимание при Проверках состояния ведомственных объектов районный пожарный инспектор должен уделять во просу о вовлечении в работу по пожарной охране объекта рабочих и служащих, путем создания в помощь пожарной охране цеховых и объектовых пожарных команд из рабочих и служащих, а на объектах, не имеющих штатных пожарных команд-вопросу создания таких цеховых и объектовых команд, которые обеспечили бы полное обслуживание объекта 'в профилактическом отношении и для ликвидации возникающих пожаров. Проверка работы объектовых и цеховых пожарных команд и оказание им помощи должны проводиться в соответствии с указаниями, данными выше в отношении ведомственных пожарных команд, но с оояза- тельным учетом в каждом случае особенностей объекта.
VII КОНТРОЛЬ ЗА РАЗВИТИЕМ ОГНЕСТОЙКОГО СТРОИ- ТЕЛЬСТВА, ЗА НОВОСТРОЙКАМИ “ 3* ПРОТИВОПОЖАРНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ.
54. Одним из основных мероприятий по борьбе с быстрым (нередко переходящим в стихийное) развитием 'пожаров в .сельских населеных пунктах является широкое внедрение строительства из местных огнестойких материалов и особенно устройства, вместо легкосгораемых кровель (соломенных, камышевых, гонтовых, щепных и т. 4 кровель из огнестойких материалов-черепичных глиносоломенных, глино-смоло-соломенных. j
55. С этой целью районный пожарный инспектор должен:
а) при обследованиях и .проверках сельских населенных пунктов и при проведении массовой противопожарной пропаганды разъяснять населению й руководителям колхозов, сельских исполнительных комитетов и предприятий практическую целесообразность и экономическую выгодность, с точки зрения пожарной ое- зопасности и долговечности, строительства жилых домов, сельскохозяйственных и промышленных зданий и предприятии из местных опнестрйш материалов и 'возможность и целесообразность организации произовдства таких материалов на местах;.
б) добиваться решений исполнительных .комитетов районных советов депутатов трудящихся о развитии производства и внед
21

рении в строительство местных огнестойких строительных мате-риалов (в первую очередь кровельных);
в) учесть имеющиеся в районе заводы и мастерские по про-изводству строительных материалов (кирпича, извести, черепицы) и добиваться через соответствующие районные и областные (краевые, республиканские) органы советской власти и хозяйственные организации развития таких заводов и мастерских и расширения их производительности;
Т) следить за ходом строительства новых заводов по производству Огнестойких строительных материалов'и правильным и полным расходованием отпускаемых для этой цели средств Госстраха. | |
56. При наличии трудностей по изготовлению черепицы, следует .широко популяризировать применение глино-соломенных и глино-смоло-соломенных кровель, вместо простых, крайне опасных в пожарном отношении, соломенных кровель. Для проведения этой работы районному пожарному инспектору необходимо иметь тесную увязку с районным и областным (краевым, республиканским) органом земельного управления (Наркомзема) и использовать имеющиеся в его распоряжении Проекты и инструкции по устройству глино-соломенных и глино-смоло-соломенных (по рецепту ЦНИИПС НКВД).
Кроме указанного, следует настоятельно рекомендовать насе-лению применять в качестве защитной меры глиняную обмазку имеющихся соломенных кровель, которая, хотя и слабее противостоит воздействию дождя и снега, чем глино-соломенная кровля, но все же, при своевременном возобновлении, в значительной степени предупреждает возможность быстрого загорания при возникшем по-соседству пожаре.
57. Помимо борьбы за внедрение огнестойкого строительства, районный пожарный инспектор должен добиваться насаждения между домами, по улицам и в других местах сельских населенных пунктов быстрорастущих лиственных деревьев, которые также служат хорошей защитой против развития повальных пожаров. Учитывая, что зеленые насаждения в населенных пунктах, помимо противопожарной защиты, имеют также большое санитарно-оздоровительное значение, районный пожарный испектор свои мероприятия по противопожарным насаждениям должен увязывать с районными органами здравоохранения.
58. При осуществлении государственного пожарного надзора за сельскими населенными (пунктами и расположенными в районе про-мышленными, складскими и прочими предприятиями, районный по-жарный инспектор не должен упускать наблюдения за пожарной безопасностью ведущихся в районе наиболее крупного нового строительства и реконструкции действующих предприятий (за яс
ных рабочих в лесу, наблюдать за их подготовкой и деятельностью, а также контролировать работу по охране лесов и борьбе с лесными пожарами сельских ДПД;
11) в соответствии с положением о пожарной охране сельских населенных пунктов-разъяснять добровольным пожарным дружинам в сельских населенных пунктах их обязанности в деле охраны лесов от пожаров, а именно:
а) проведение массовой пропаганды правил пожарной безопасности в лесу среди сельского населения и наблюдение за выполнением этих правил;
б) оказание помощи лесной охране и одновременное проведение общественного контроля за работой лесной охраны в деле своевременного выполнения противопожарных мероприятий в лесу (устройство дорог пожарного значения, прокладка придорожных минерализованных полос со снятием слоя дернины, опашка хвойных молодняков и культур, устройство противопожарных разрывов и проч.);
в) несение дозорной и постовой службы по дорогам и на пожарных вышках в лесу в пожароопасное время с привлечением для этой цели комсомольцев, школьников и пионеров;
г) немедленная, по получении тревоги «лесной пожар», отправка на место пожара отряда ДПД во главе с начальником отряда и принятие начальником дружины активного участия в мобилизации населения, обеспечении его транспортом, противопожарным инвентарем, продуктами питания и отправки его на место пожара; 1
д) в целях лучшей охраны лесов от пожаров, заключать договора соцсоревнования с ДПД соседних населенных пунктов и сельсоветов;
е) систематически проводить подготовку личного состава ДПД в деле профилактических противопожарных мероприятий в лесу, а также тактики и техники тушения лесных пожаров, используя для чтения лекций и ррактических занятий местных лесных специалистов;
12) разъяснять начальнику ДПД правила руководства тушением лесных пожаров в закрепленных за населенными пунктами лесных массивах, в случаях отсутствия на месте пожара лесной охраны, или администрации;
13) непосредственно проводить 'массовую разъяснительную работу среди местного населения, среди пастухов и промысловых охотников о соблюдении правил пожарной безопасности в лесу и способах тушения лесных пожаров, а Также обязывать проводить . эту работу местные лесохозяйственные организации; следить за тем, чтобы по дорогам, проходящим по лесным массивам, были
27
22

развешены правила, лозунги и красочные -плакаты на тему осторожного обращения с огнем в лесу;
14) проводить обследование противопожарного состояния по
лос отвода железных дорог и контроль за установлением на опасных в пожарном отношении участках патрулирования автодрезин, „ '
постов, дозоров, в течение всего пожароопасного периода вре- И
мени; 1 ' И
15) проверять состояние искроуловительных -приборов на па- I
ровозах, курсирующих через лесные массивы, во время их стоян- I
ни в депо, на станциях; П
16) установить такой порядок в районе, при котором, в случаях возникновения крупных и массовых лесных пожаров, было бы обеспечено принятие мер к их тушению и четкое взаимодействие между Лесными органами, местным исполкомом, органами Наркомсвязи, РО НКВД и др,;
17) контролировать своевременную выплату денег местному населению за тушение лесных пожаров;
18) выявлять виновных и привлекать к ответственности за несоблюдение в лесу установленных противопожарных правил, за бездействие и халатность должностных лиц в выполнении своих служебных обязанностей по проведению установленных противопожарных мероприятий в лесу;
19) своевременно представлять в УПО(ОПО) оперативные донесения о возникающих в районах лесных пожарах согласно установленного порядка спецдонесений;
20) на основании представляемых лесной охраной актов о происшедших пожарах и загораниях в лесу, проводить тщательный учет лесных пожаров и причиненных ими убытков в разрезе лесодержателей и их леспромхозов, лесхозов, райлесхозов в районе по установленным формам учета. Сводные данные учета лесных пожаров (месячные, квартальные, годовые) анализировать, делать по ним соответствующие выводы и на основе их давать предложения руководителям местных лесохозяйственных организаций,
Следить за обязательным составлением лесной охраной актов к; по каждому пожару и загоранию в лесу и за правильной постановкой учета лесных пожаров в (леспромхозах, Лесхозах и райлес- J хозах. I
71. Обследование работы леспромхозов (лесхозов, райлесхозов) и противопожарного состояния лесных массивов, районный пожарный инспектор должен производить два раза в год - весной перед началом пожароопасного периода, с расчетом оставления времени на устранение возможных недочетов и в сентябре- октябре месяцах. i ,
Обследование весной производится с целью установления
а ,
подготовленности жоийстпепж7"’1 * *
яй к ложароиаспому ч»оду. Прк весеннем обследовав
"’’Т'Х«®®™ и ““,0 пртивр“ *’*“■
ТИЙ в лесу согласно оперативного плана; ,
« датой ОШИ « й* ‘шаип— ,
иироло за своевременным прекращением огневой о«я
лесосек и других огневых работ в лесу,
ж и МЯЧРМНОЙ охраны лесов, дозорной
в) состояние воздушной и наземно i
службы, доро’г и средств связи;
с‘ F Е „еое гип и соедств к своевременному
гА нтАПРПк ГОТОВНОСТИ ВССХ СИЛ И Ср Д
обнаружению в немедленному тушен»
ЖаР°^ п гентябре-октябре месяцах производится,
ложенных мероприятий.
X УЧЕТ .ПОЖАРОВ, ЗАГОРАНИИ И ОПЕРАТИВНО-
СЛЕДСТВЕННАЯ РАБОТА.
79 Районный пожарный инспектор должен вести точный
шедши на территории й»—R ’
к ответствен-
й’ш адмиинстратнвиой) .в— пожаров, »рш".1
же учет результатов этой работы.
Pai»HH»i пожарный инспектор должен стремиться к г ,
,1(б ноли ниноин пожара нлн загорания не остался не про-
влеченным к ответственное™ и «е .наказанным.
73 По каждому “W игар,,“ р*""“ "0И|1
спектор обязав » «дующие дайне:
а) когда и где возник пожар или загорание,
б) что Мрело (последствие пожара, загорания);
в) причина пожара и кто виновен, ,
»

г) убыток;
д) какой орган ведет расследование по делу и кто привлечен ответственности (уголовной или через соответствующие органы
К партийной или административной). Р
В«Й2» * У’е,е "» “ “■ Ч ишш по 11 и™и®и*. ’ «К» окиии риле- ” “ J “У двнженне mi Мл, ри про-
куратуры и приговор суда.
В отношении лиц, привлеченных к партийной или администоа- XZ~"’ Z
данные о характере наложенных взысканий: выговор смещение с должности, увольнение, штраф и его размеры и т. п.
Районный пожарный инспектор сведения о пожарах и загора- иях должен получать через сельские советы исполкомов депута-' в трудящихся, через участковых уполномоченных РОМ или че- р 3 начальников ДПД и представлять эти данные УПО(ОПО) в установленные ими сроки.
Данные о результатах борьбы с виновниками пожаров и загорании районный пожарный инспектор получает в РО НКВД on " в [уди ,, «Ж1Яующи1 pAmVm. гииных и советских органах, и
74. На крупные пожары, происшедшие на территории обслу-
* or о района, районный пожарный инспектор выезжает лично « принимает непосредственное участие в работе по установлению причин пожаров и виновных в этом лиц.
об™," w“”,y ,“W “ ’"l-0' Ч»и®Аше<у на w' иг* ,11ИЩе“ Т*“"ге,и' Щ Р^ой нриилен- ности, НК мясомолочной промышленности, НК местпоома Нап- комвнуторга, НКЗдрава и по школам Наркомпроса, территориально расположенных в райцентрах, районный пожарный инспектор 5 но ведет работу по выяснению причин этих пожаров и загораний «становлению виновных в этом лиц; в зависимости от важности собранных материалов в отношении виновных, возбуждает уголовные дела и ведет расследования по ним, или привлекает их через соответствующие органы к партийной, или административной от- ветстевнности.
76. Районный пожарный инспектор, по делам о невыполнении противопожарных мероприятий на промышленных, складских и др, °°Ъе vnn'/A нсклютен1° объе™ непосредственно обслуживаемых УПО(ОПО) НКВД—УНКВД), производит проверку имеющихся по этим делам материалов и, в зависимости от результатов проверки и от важности собранных дополнительных материалов, возбуждает уголовные дела против виновных в этом лиц,
30
ведет расследование по ним, или привлекает виновных через соот-ветствующие органы к партийной или административной ответст-венности. 1 пп
77 Постоянно информирует начальника РО НКВД и ЛЮ (ОНО)'о всех недочетах .в работе, тормозящих успешную и эффективную борьбу с виновниками пожаров и с лицами, невыполняющими противопожарные требования, для принятия мер по их
78. Выполняет специальные поручения УПО(ОПО) НКВД— УНКВД йо производству расследования пожаров, вне зависимости от того, на каких объектах возникли эти пожары.
XI РАБОТА РАЙОННОГО ПОЖАРНОГО ИНСПЕКТОРА
В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ.
79. Условия военного времени и связанная с этим угроза воз
душного нападения врага, значительно повышают ответственность районного пожарного инспектора в его работе по обеспечению пожарной безопасности обслуживаемого им района и осложняют ее. 1 (
Особенно это касается областей, краев и республик, объявленных на военном положении и расположенных в непосредственной близости к фронту.
к обычной деятельности районного пожарного инспектора щкбши. вздзор за .»»■«
ТИЙ, «инш С противовоздушной оборони обило» обслужит, по обуиио способам a' би с зажигательными бомбами и возиаюодай о «арш, ЙО организации местных ширм форсировании МПВО Jo» воножарные звенья, объектовые пожарные команды «з работ стужащих) по проведению предупредительных мероприятии в Хях МПВО, к которым относится: расчистка дворов и ‘помещений от горючего, хлама и мусора, устройство дополнительных искусственных водоемов, приведение в полный порядок все доисточников в населенных пунктах и на объектах, установка б ■ чек с водой (а в зимнее время со снегом и льдом), ящиков с п ком, лопат, ведер и другого противопожарного инвентаря, по надзору за соблюдением правил пожарной безопасности и т. д
' Конкретно, районный пожарный инспектор в военное время обязан усилить и проводить изложенные ниже мероприятия.
80. Периодически, но не реже одного раза в 3 месяцапроверять противопожарное состояние наиболее важных
района (кроме объектов, обслуживаемых непосредственно ию


(ОПО), уИИ особое „в
«еи’прчт: ПР<”“®“р№га Л«“»» "wop ил-
1 00ffi*ZlW‘”“W^ Р““ ■ «Р“™« Р»в ИИ о,™™10,"пи ,ер.ит " ™Г0 Рвд ™' бомое солеолг Э й pmix веще1 д“ш"« обихода, сво- Д« в S “*'■ “™. *1-
и Z Z" ’“т ’*® m W»» диии разными предметами;
б) состояние территории дворов, требуя очистки их от ненужных деревянных заборов, ветхих, ненужных, сгораемых сараев на- , ов и т. п. строений,опасных в пожарном отношении ине имею- Д существенного значения для производства;
, В)обеспеченность объекта дополнительными пожарными во- с“™ “ ж «
аТ ,рп “ “»"«« Я"
стояние inner П0Вревдния в°Д°'провода, а также исправное состояние дорог, подъездов и подходов к ним;
г) работу ino организации противопожарных звеньев и объек- вь'=
мZ / “Я к б°Рьбе « зажигательными
бомбами и пожарами от них, оснащенность противопожарных ньев пожарным инвентарем, насосамИ( гвдропушаж огнетР лями, ящиками с песком, кадками с водой, льдом и снегом ведрами, лопатами, ломами, топорами, баграми и т, д.;
3.(.1=Г Т’”Т" W-жарши т ‘ и слУжбыи сбора звеньев по сигналу воздушной
мИиЛПпТ7”ВРаЖеСК0Й “ЦИИ; П'раВМЬЖть ™ ■ енами ДПД и бойцами противопожарных звеньев во ввемя Угрожаемого положения круглосуточньЛежурств в npLS пои СКЛда0Х И ДруГИХ помещеяиях промпредприятий; ри проверке противопожарной обороны объекта во время воз- ScS ИТ»Й П0ЖарНЬ'Й ЖПеКТор доден л™° мемых за HZZ °ИЦ0В противопожаРяых звеньев на закре-
°СШ И пР0Ве?ить наличие средств пожароту- ж ой 7 Х “Т недота в °Р™заЦии пРО™о- аргон обороны при «ВТ» информировать начальника МПВО недочетов Яд™Необмди™ меРк устранению выявленных
82. Проверить подготовку сельских населенных пунктов к противопожарной обороне в условиях ПВО, обращая особое внимание на обобществленный сектор (колхозные фермы, Скотные
32

дворы, зерносклады, конюшни, школы, больницы, МТС, МТМ, помещения сельисполкомов и проч,).
При производстве 'проверки готовности сельского населенного пункта к борьбе с [пожарами в условиях воздушного нападения районный пожарный инспектор должен 'обращать особое внимание на следующее:
а) укомплектование ДПД и противопожарных звеньев до численности, необходимой для успешного тушения пожаров при воздушном нападении, обеспеченность населенного Пункта в целом, сооружений [обобществленного сектора и домов колхозников пожарным оборудованием (ручными насосами, конными ходами, ломами, топорами, лопатами, баграми, кадками с водой, ящиками с веском и т. д.), его исправность !и готовность к действию;
б) как начальник ДПД проводит подготовку [членов ДПД к борьбе с пожарами в условиях воздушного нападения и какая массовая разъяснительная работа ведется им среди населения,
в) состояние очистки чердаков, территорий вокруг общественных зданий и помещений в домах и дворах колхозников, принимая немедленные меры к устранению обнаруживаемых недочетов;
г) обеспеченность населенного [пункта водой для целей пожа-ротушения, достаточность, исправность искусственных и естест-венных водоисточников, подъездов и [дорог к ним;
д) при угрожаемом 'положении — несение очередных пожарных дежурств '.гражданами у зданий общественного Пользования (скотных дворов, конюшен, больниц, школ сельисполкомов и т. д.), а также в пожарном депо (сарае) и жилых домов;
е) состояние противопожарной охраны досевов на корню; обеспеченность средствами пожаротушения молотильных токов, состояние тракторов, полевых станов, мест полевого хранения необмолоченных хлебов и фуража.
83. При предъявлении противопожарных требований к руково-дителям предприятий, колхозов и к отдельным гражданам, районный пожарный инспектор должен руководствоваться указаниями и инструкциями, издаваемыми ГУПО и ГУМПВО НКВД СССР, а также УПО (ОПО) НКВД-УНКВД разработанными для условий военного времени и МПВО, требуя особенно жесткого выполнения противопожарного режима и не предъявляя требований, Связанных с капитальными затратами.
84. При организации добровольных пожарных дружин в сельских населенных 'пунктах необходимо основное внимание уделять самому широкому вовлечению в ДПД женщин и молодежи не призывного возраста (16-17 лет), немедленно организуя [их подго- готвку к противопожарной обороне в условиях ПВО.
85. Свою работу на (промышленных, складских ji др. 'пред-приятиях и в сельских населенных пунктах районный пожарный
. 33

инспектор должен проводить не только контролируя и инспектируя осуществление обязательных в военное время противопожарных мероприятий, организацию добровольных пожарных дружин и формирований МПВО, но обязательно лично показывая и разъясняя как нужно делать 'для получения наилучших результатов,
В то же время районный пожарный инспектор должен быть настойчив и требователен в выполнении обязательных 'противопо-жарных мероприятий, неуклонно привлекая через местные органы власти всех, невыполняющих эти мероприятия, к законной ответ-ственности. ,
86. Всю свою работу в военное время районный пожарный инспектор должен проводить в особо тесном контакте с партийными и советскими организациями и местными органами МПВО.
XII. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ ДЕЛ, УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ.
87. Районным пожарным инспектором должны быть заведены следующие дела:
V 1, Дело директив и распоряжений ГУПО НКВД СССР и УПО (ОПО) НКВД - У НКВД.
7 2. Дело планов работы и отчетности перед УПО (ОПО) НКВД-УНКВД.
уЗ. Дело разной переписки с районными советскими и (партийными организациями.
v4 Дело учета колхозов, совхозов, МТМ, МТС, промышлен ных и торговых предприятий, общественных, культурно-просветительных и лечебных учреждений и других объектов, находящихся в районе.
5. Дело' на каждое ведомство (Наркомпрос, Наркомздрав, Наркомзем, Наркомсовхозов и друг.), в которые вкладываются акты обследований и вся переписка по вопросам пожарной охраны подведомственных этим наркоматам объектов.
.. 6. Дело переписки с сельскими советами и правлениями колхозов ho вопросам 'пожарной 'охраны сельских населенных пунктов и колхозов.
У 7. Учет горимости и анализы ‘горимости по району.
Все указанное в наставлении не является пределом и ни в коем случае не должно ограничивать инициативы районного (пожарного инспектора в применении и Проведении новых форм и методов в своей работе по борьбе с горимостью в сельской местности.
Приложение: 1. Выписка из постановления ЦИК и СНК , СССР за № 52/654-1936 г.
2. Форма учета сельских населенных пунктов.
34
3, Формы учета колхозов, совхозов, МТС, МТМ и др.
объектов, добровольных пожарных дружин и пожарного инвентаря. ,....
4, Форма акта противопожарно-технического доследования. „
5. Форма учета ежедневной работы.
6. Форма учета пожаров.
И. д, нач. отдела профилактики I УПО НКВД СССР бригинженер КОРЕЛЬСКИЙ.

неишеи работе поелплиятма „„ F ЦИИ| подрос .о даль- решается руководите те в лХУЧреЖД®Я в эт случаях Раз‘ .данный Обш,;; X ™ Р нСИСТеМе Которого Шодая ранних дел Союза ССР. Нар°ЛНЫМ ком“ром внут‘
противопожарных wX пш₽но,й 0ХРаны о принятии менном вн? “еР Я3 Т0М ИЛЙ Гобъвд Даются в пись-
ЮЮИКЯ с таив орт тирт( гар1и НКВД Си"'ССР “бмм"
«
X ft
я
О
, Q.
L. « ч с 5
0) X И ГС в* UJ S X ft Е
« 2 ® К £ S Ч О S £, M>n °BE‘4«s\ U £ q h X Д П
\,,Чв’Е*°
4»CW
h
U
S
и а о h X О Е О X X
О
Е
С я
ft
S S
к
*Й S
н
к
S
ft
Е
О
ft
(D
S
S 2 х ft й
J5
к
£■1
т
>)
о X о X X ь 0 ft Е
о с
?1
S
ЧА
чч
04
С?
й
* Ф
«и
h ч
ч
у 2
о’
о
Ь5
«S

S*
и ,
аО
Й^Е
Й°0
х^
Й^Н
г
“ м
ЧЕЙ
10 «
>S5
W к К
Uo£
ft^m
-Ус
X я
Й н«
ЧЯ0
ОС?
х“

Ь .
О»
ес
(Ок
ч
Ф
к
S
0^ Г X я kOft Е
X ,й

ГС •
О
» *
U х 2 Ч
гсХй
<и о х ГС
,ЛКОЕ
Е чю о
О гс ч
X лх
и и и
a
41 д о
ч о

X н о
й ft
ax о X X О Ч О X о ft с
4 и о ю ГС ft я о
X X о ч о и о а с
ГС X
X н и X ft о н
X ■ ГС ft ГС и
Я ГС
X н ГС ft id
0 г
Е с
X ГС X X у ч <и и о ft Е
ГС н о ю ГС ft
к ГС 0 о и о ГС *
о к ГС Й о ч 0) ч о ю о
я
Я
I
X
ГС
ч
и
X
7
4 5 •
3 Д
Е о
X ч
а з
С 'о
о й чок ^йй
SoSS
Soo0’
я £ S х
O£ftfc X Я с и X м ft
5 й Ч яОХ
Л1
Е
с
о J) £ гс Ч
ft ft й s Е
- о я о Е
Е д д io ц
гх
в *ft
gjc
Е° ’
СЙ .4
S Xu
20^
?ГСО^
М U
Я» Ь
к^и?
ш ш
, DiO IL u
О ч>> 0 ою
0<Ч и?х «5ч .* и я и X X Ь ft и (!) Ч еи. • noS гс и Ч и 2 О Pg м °S a м О Ох
31*
О J ГС
ч
jao
X ftft
gEh
ftHfl)
u E x
c g ft
h 0
чС О
и 0 к
Ц"
.. 2 о
гсЕ ftr гс^ и х
Sa
Sft U. д Ч гс J ч^ fog
rcJoS’X
X X QU гс
sw
h 0 Ч Е о 2
гс о яп з 3
(У К Г"1 н "
$’1”Йч5
£ и ч^ ?о
о® -S®K
С 0 2 S«у
гс * X ftE
ft« о й С
^оХЙгс
О ч с и х
fl со h

1 гс о ГС ио
И ч «§
X гс й §«-
7} Я и
5? ft
U Q R
4)
h
ГС
ft
ГС
X
Е
т* Я
a
u Е НТ! 5 ««Г «og'go О Й Зла-
ОЙ
их
i
ч
и я
Ям
ж **
см со
0
о
й
V
ч
м*
(Uv
0 ч
00
" ч х
.00
X(J
'ю 8
I См л)
I ГС
• I о
. 5S
• ’Цй
и • * • 0 «
Ow *
2 7 «S 2
о Cj • £>Е 1
2 4)* Чк X
5
S
х£
о?
ч
гс
^s^.ss
°oS^rcg в
ч* Л^Н2АЯ
20 х£ * X k
3^^ft2
0 U й? у о
гс X д
ИЙ0Й-«
Д У
S
5Х *
з
и
н
0
X
н
о
гс
т
ч

ft
О
h
X
О
Он, с
>>0 О ft0 X
О X xftrc я с 8 *х:§
S^o,...
я«ч s
О Н U Гс , , . .
д д гс Й
HHft0i«««
UQ Ч
Гс т Ч 4) Д д t t
^Ч®оЗ ’ k
=OgKU^ ,
SS*|
ГС х
П J
н о
ГЛ _Л о :S
СО * , к у
’чн § х 66
х * ч
ч о ч о Е
ft
гс
о Е
rcft
Ju 3« Ex
QQC[ .
я®"й .
О ы
И1,
®ч
Я к
О 0
ЙО
ГС
0ft
0
и
S
ч
4)
Ч
О
ю
* а id I
о ft
X X к л ч X У й X
39

о горимости и убыточности по
с в о
Д к А
Секретно
Р-ну
области (республике)
за
месяц 194 г.
(Эту форму печатать с продолжением на обратной стороне листа. Подлинный экземпляр остается в делах РПЦ, а второй-направляется в УПО(ОПО) как отчетный материал)
' 0.
2 ГС
2*
0Я0
Л ГС Е
m aS*
2
Адрес и место
возникновения
пожара
Что уничтожено
и повреждено
пожаром
Причина пожара
Сумма
убытка
Кому при-
надлежало
сгоревшее
и повре-
жден. иму-
щество
Погибло и пострадало от пожара
людей
I п
и О я СО.
о
s
00
см
6о <0 Ь Я 0.7
скота
Он
О М
Ч h
Кто перс, являет-
ся виновником
вози, пожара и
меры воздейств.
Кто ве-
дет след-
ствие
1 2
2 15
3 28
д. Горки, конюшня колхоза
с, Прудки, МТМ, Прудковская
д. Сокол, жилой дом
Здание конюшни и частично сарай с сеном
Частично перекрытие
Частично внутренность жилого дома
Курение конюха во время уборки
Короткое замыкание электропроводки при неисправной изоляции
Шалость с огнем 8-ми летнего ребенка ПОПОВА, оставленного без надзора
8000 р, Колхоз
.Горки*
3000 р. Н.К.З.
гр. ПОПОВОЙ
Конюх ВОЛКОВ, арестован
Электромонтер ПАСТУХОВ не выполнил пред- лож. по акту от 1/1 1942 г.
Мальчик ПОПОВ зажег спичку и бросил в солому около печки
Мили-ция
РПИ
Мили-ция
с с
Примечания; 1, В графах .погибло и пострадало людей1 указывается летнего возраста.
2. Всего за месяц—-пожаров игзагораний с общей председатель колхоза Горки ИВАНОВ и электромонтер 3 чел. на общую сумму 150 р.
Начальник РО НКВД ( )
числителем общее количество, а знаменателем-в том числе детей до 16-ти убытком руб. По этим пожарам: осуждено на разные сроки 2 чел.,
Прудковской МТМ ПАСТУХОВ, (оба к испр. тр. раб. на (1 месяцев); оштрафовано
Райпожинспектор ( )
40
41

Форма № 1
Учет сельских населенных пунктов
№№ п.
Название сельсоветов и населенных пунктов Пожарная охрана о
CQ
= 2
г— —
6 £
* 5 Пожарное оборудование
полнчество дворов Насо
сы Хода За- бир- ные рукава Выкид-ные рука-ва
Ивановский с/с
С. Березовка . . 125 дпд 45 1 ручной насос
1 мото-помпа
с/г. 2 на-соси.
3 боч
ки 3 шт. 80/38 120/50
Д. Семеново . . 50 ДПД 15 1 ручной насос 1 на-соси.
2 боч
ки 1 шт. 60/38
Источники водо-снабжения и рас-стояние от насе-ленного пункта Количество находящихся в населенном пункте объектов
Колхоз. Школ МТС мтм Льноза-водов
Пруд—50 м.
Речка—120 м.
Речка -300 м. 2
1 1 — э
1 1
Примечания: I. В графе выкидные рукава числителем указывается количество рукавов в метрах, знаменателем диаметр рукавов в миллиметрах.
2. Наименование в графах объектов указывается в зависимости от наличия имеющихся объектов.

Форма № 2
Учет промышленных и других объектов
та и. о 11
® L Пожар ное об орудов ание | Когд а про извод ллось обсле доват не
к 1
С 1
g [I Наименование объектов Место нахождения Пож. ор низации к ® i
Р* о
ч <u 0 4 Ж В* 3 CJ О
X Огнетушители Хода
Наркомзем 1 1 1
1 Ивановская МТС с. Ивановское ДПД 12 ч. 1 р. И. 5 2 боч.
2 Березовская МТМ с. Березовка ПСО 4 - 1 мот. 10 3 боч.
Наркомпрос
1 Школа 7-летка с. Федорово ЮПД 25 . — 3
2 Школа 10-летка р. п. Ромны ЮПД 30 „ — 5 —
Наркомздрав
1 Больница с. Березовка дпд 15 , 1 5. i I !
1 1

 

Форма № 3.
(Примерная форма контр, акта)
АКТ
фтможарно-теииеск® Ледов» Демидовской МТС ЖЗеи иск седо Демадово, произведенного' 28 апреля 19 г. пожарным инспектором Петровского ipo НКВД Ивановым в (присутствии завещающего хозяй-ственной частью Демидовской МТС т. Тихонова и начальника ДИД МТС т. Короткова.
РАЗДЕЛ 1.
При проверке выполнения мероприятий но акту предыдущего обслеюванм от' *5 апреля 19 г, установлено:
Невыполненные мероприятия и какой был дан срок. Причины невыполнения и виновные лищ Указания опод- тверждении или отмене ме-роприятия
1
2 Восстановить два (погонных метра земляной плотины высотой 0,5 IM. у пруда дли создали запасов воды па случай пожара и устроить один подъезд к пруду в 15 м. от кузницы,
Срок 10 дней. Приказание директора от 16.IV.1940 г. об устройстве плотины под личную ответственность завхоза Тихонова последним не выполнено, несмотря на наличие рабочей силы и средств на эту работу. Подлежит
выполнению

' РАЗДЕЛ П
при контрольном обследовании обнаружены следующие недочеты:
Характеристика обнаруженных недо- г
четов и что предлагается выполнить (j,X)K ® ответственное
для [и устранения * л'що
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Общие положения ■ ■ - • 3
2. Обязанности районного инспектора (пожарной охраны НКВД . . 4
3. Осуществление функций государственного пожарного надзора . . 5
4. Массовая противопожарная пропаганда 13
5. Руководство организацией пожарной «фаны сельских населенных
пунктов. .
6. Контроль за организацией н работой ведомственной кюжарной
охраны • - ■ • .... 19
7. Контроль за развит» огнестойкого (строительства, за новострой-
ками я за состоянием противопожарного водоснабжения. . . .21
8. Взаимоотношения с органами Госстраха и йиици 24
9. Охрана лесов Ют пожаров 25
10. Учет пожаров, загораний и оперативно-следственная 'работа . . 29
11. Работа районного (пожарного инспектора в военное время ... 31
12. Порядок вденм дел, (учет в отчетность 34
13. Приложения 34
1. Печи я дымоходы в столовой «т трещины, разделки от деревянных перегородок развалились.
Предлагается: отремонтировать печи, дымоходы в восстановить разделки.
2. Территория МТС захламлена со- ломюй. Разрыв .между деревянным зданием клуба и конторой МТС
. загроможден лесоматериалом.
Предлагается: убрать лесоматериал на заднюю площадку, а территорию очистить от соломы л про-чего горючего мусора.
К 10.V.19 г,
Завхоз МТС ТИХОНОВ,
К 10.V.19 г.
Зато МТС ТИХОНОВ.
Обследование проивмдш пожарный инспектор Петровского
РО НКВД ИВАНОВ.
С предложенными мероприятиями и сроками исполнения согласен.
И. о. директора IMTC ТИХОНОВ. 19 г,

 

Закрыть