Книга

Львов А.Д. Городские пожарные команды. Опыт руководства к их устройству и отправлению ими службы. 1890 год.

Авторы:

А.Д. Львов

Выходные данные:

Санкт-Петербург, Типография А. Якобсона, 1890

Описание:

Вторая системообразующая книга о пожарной безопасности после работы А. Николаева "Пожарная книга" принадлежит перу наиболее значимого (наряду с А.Д. Шереметевым) пожарного деятеля России - князя Александра Дмитриевича Львова. Вы можете свободно скачать эту книгу в формате ПДФ PDF или прочитать в варианте, адаптированном современному русскому языку

 

 


ГЛАВА I. МАТЕРИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ


 


А. Огнегасительные снаряды.

1. Пожарная труба.

 

Между всеми снарядами и инструментами, употребляемыми для тушения пожара, самое выдающееся место занимает пожарная труба, так как она составляет центр, около которого сосредоточивается деятельность пожарной команды на пожаре. Пожарная труба представляет собой соединение двух насосов, из которых каждый попеременно действует нагнетательным и всасывающим образом. При этом равномерность выбрасываемой струи регулируется кубом (коллектором-нагнетателем) (рис. 1).

 

Городские пожарные команды. Пожарный насос

 

Оба насоса Н и Н приводятся в действие одним и тем же рычагом (балансе)  ББ прикрепленным к стойке С. При поднятии поршня вода всасывается через заборное отверстие З и опусканием поршня вталкивается в куб К. Из куба, вследствие давления поршня и сжатого воздуха, находящегося в верхней части куба, вода выходит через поливное отверстие n в поливной рукав, привинчиваемый к этому отверстию.

 

В настоящее время, кроме депо при пожарных командах, существует множество частных мастерских, занятых производством огнегасительных снарядов и, главным образом, пожарных труб самых разнообразных систем, так что в этом отношении организатору пожарной команды предоставляется громадный выбор. Но какова бы ни была конструкция пожарной трубы, относительно ее практичности и пригодности нельзя, конечно, полагаться на рекламы фабрикантов; достоинства или недостатки трубы, применительно к пожарному делу, могут быть выяснены лишь после долговременного употребления ее на пожарах, и в этом отношении единственным компетентным судьёй является не фабрикант, а исключительно практик-пожарный, испытанный на пожарной службе, который, во всяком случае, всегда предпочтет простейшую, но прочную конструкцию трубы перед более сложным механизмом. Как показывает долголетний опыт, для русского климата самая подходящая так называемая французская труба, изготовляемая в петербургском пожарном депо и принятая в большинстве наших пожарных команд.

 

Устройство этой трубы заключается в следующем.

 

 

Городские пожарные команды, пожарный насос, книга князя Львова


1) Основанием пожарной трубы служит так называемый поддонник (см. рис. 2) а б - деревянная доска или щит, на котором укреплены составные части трубы посредством железных болтов; с двух сторон под этой доской прикреплены два деревянных бруса, или полозья, на которых труба вдвигается в устроенное для неё место на трубном ходу.

 


2) На поддоннике укреплены два металлических всасывающих насоса н и о (они называются цилиндрами), снабженные поршнями е е, оканчивающимися стаканами, движением которых вода проникает в цилиндры и из них передается в куб м.

 


3) Металлический куб (или нагнетательный коллектор) м, укрепленный между цилиндрами, служит для принятия из цилиндров воды, которая затем, под давлением находящегося в верхней части куба воздуха, выливается из него в поливной рукав через поливной кран к.

 


4) Вокруг цилиндров и куба укреплен короб в в - котельного железа, на заклепках, продолговато-четырехугольный ящик, который служит для действия трубы наливом (это называется через действие). Действие наливом заключается в том, что питание трубы водою производится не посредством заборного рукава, а вода наливается в короб, из которого она передается в цилиндры через предназначенное для этой цели заборное отверстие л. Кроме того, короб предохраняет весь механизм пожарной трубы от ударов и могущих вследствие этого произойти повреждений.

 


5) Нагнетательная доска (деревянная) г д-привинчивается посредством четырех железных болтов к поддоннику пожарной трубы, для придания частям ее устойчивости.

 


6) На этой доске болтами укрепляется чугунная подставка, или стойка ж, служащая поддержкой баланса (коромысла) з и.

 


7) Баланс з и представляет собою железный рычаг, снабженный посредине сквозным отверстием, посредством которого он надевается на болт и прикрепляется в верхней части упомянутой чугунной стойки.

 


Баланс на каждой стороне оканчивается вилообразными разветвлениями, снабженными широкими кольцами, в которые продеваются деревянные качалки i i ; посредством этих качалок производится поднимание и опускание коромысла, причем попеременно поднимаются и опускаются поршни цилиндров е е, прикрепленные верхними концами к балансу. (Рис. 4.)


На рис. 3 и 4 изображены разновидные оконечности коромысла. Из этих чертежей ясно видно, что коромысло, а б в (рис. 3), оканчивающееся кольцами гораздо проще, прочнее и удобнее, чем коромысло д ж е (рис. 4).

 

Городские пожарные команды, пожарный насос, книга князя Львова

 

Городские пожарные команды, пожарный насос, книга князя Львова

 

В первом случае качалка г прямо просовывается сквозь кольца а б, а во втором случае качалка з привинчивается к коромыслу посредством особых винтов и к, которые при небрежности служителей или во время пожарной суматохи могут быть легко затеряны.


Кроме того, при коромысле а б сломанная качалка г может быть заменена любой подходящей палкой или даже ломом, между тем как при коромысле д ж е сломавшуюся качалку
з необходимо заменить подобною же, дабы винты и к пришлись в соответствующие отверстия или вырезки.

 


2.Пожарный насос.

пожарный насос 1890 год Городские пожарные команды, пожарный насос, книга князя Львова


Пожарный насос имеет такое же внутреннее устройство, как и вышеописанная пожарная труба, от которой он отличается своим внешним видом, а также силой давления. Он употребляется преимущественно для накачивания воды в бочки из водовместилищ, но может, в случае необходимости на пожарах заменять собою пожарную трубу. Действие насоса такое же, как и трубы: поршни его цилиндров г г приводятся в движение посредством деревянных качалок ж ж , вставляемых в приспособленные для этого металлические скобки на коромысле в в; действием поршней вода всасывается в насос через заборное отверстие в (находящееся на противоположной стороне насоса), посредством привинчиваемого к этому отверстию заборного рукава, и затем выливается в поливной рукав, привинчиваемый к поливному отверстию а. На каждой стороне насоса находится по 2 металлических ушка е е, в которые вставляются качалки для переноски насоса с места на место. Ось коромысла означена буквой д.

 

3. Гидропульты.


Помимо вышеописанных пожарных труб и насосов, имеются в продаже небольшие домашние (комнатные) шикарные трубы с одним поршнем, которым присваивается общее название «Гидропульты». (Рис. 6 а. и Рис. 6 б.)

 

Из более распространенных гидропультов можно отметить два типа: гидропульт с наливным ведром (например «Русский огнетушитель»), изображенный на рисунке 6 а

 

Городские пожарные команды, пожарный насос, книга князя Львова


 и гидропульт всасывающий-нагнетательный (рис. 6 б).

 

Из более распространенных гидропультов можно отметить два типа: гидропульт с наливным ведром (например «Русский огнетушитель»), изображенный на рисунке 6 а гидропульт

 

Подобные гидропульты, по своему слабому действию, в пожарных командах вовсе не применяются и служат исключительно, как первая домашняя мера для тушения только что показавшегося огня до прибытия пожарных.

 


4.Пожарные рукава, стволы и прочие принадлежности для рукавов.

 

Пожарным рукавом называется такое приспособление, посредством которого можно проводить воду во всевозможные направления.

 

Пожарные рукава бывают двух родов:

 

1)Заборные (или всасывающие) -для доставления воды из какого-либо водовместилища в трубу, и

 

2)поливные (или выбрасывающие) - для доставления воды из трубы на любое место пожара.

 

Заборные рукава делаются или кожаные, или резиновые; поливные же бывают: кожаные, резиновые и пеньковые.

 

Что касается кожаных рукавов, то они разделяются на два вида: 1) кожаные на заклепках и 2) кожаные шитые.

 

Кожаные рукава на заклепках самые дорогие по своей стоимости, но они, вместе с тем, при умелом и тщательном уходе за ними, - самые удобные и выгодные, особенно для пожарных команд больших городов (Петербурга, Москвы и др.), которым часто приходится работать на пожарах (в С.-Петербурге, напр., среднее число пожаров в год составляет около 580). Следует еще заметить, что при пожарных паровых машинах употребляются исключительно кожаные рукава на заклепках, так как они представляют большее сопротивление внутреннему давлению.


2)Кожаные шитые рукава делаются также из юфтевой кожи и сшиваются дратвой. Они немного дешевле рукавов на заклепках, требуют за собой такого же тщательного и постоянного ухода, как и заклепочные рукава, но подвергаются скорее порче, чем последние, в виду того, что дратва скоро перегнивает, и поэтому, при малейшем упущении и недосмотре, от напора воды могут образоваться свистки и разрывы**. (Рис. 7.)

 

пожарный рукав, 1890


**) В виду отличных качеств кожаных поливных на заклепках рукавов, мы считаем не лишним описать способ их изготовления. Кожа, употребляемая для выделки этих рукавов, берется из наилучшего сорта юфти, которая нарезается полосами шириною от 6-ти до 10-ти дюйм., смотря по диаметру рукава. Края этих кожаных полос пробиваются специальным пробойником к, имеющим несколько стальных трубок и (см. рис. 7, черт. 2). Пробитая с обеих сторон кожаная полоса свертывается трубкой и з и скрепляется на железном брусе ж, помощью медных заклепок а (черт. 6). При склепывании рукава, как изображено на чертеже 5, края кожи г д скрепляются между собою заклепкой а; шайба б укрепляется при помощи инструментов, изображенных на черт. 3 и 4, причем ударами молотка расплющивается острый конец заклепки в точке в.

 

3)Резиновые рукава значительно дешевле кожаных и служат при пожарной команде удовлетворительно; для их сбережения не требуется дорогостоящего промазывания, а достаточно одной лишь просушки, но от небрежного обращения с ними во время морозов они скоро трескаются. Большое неудобство этих рукавов заключается в том, что при разрывах их нельзя исправить иначе, как вставив в концы разрыва соединительную гайку, - а это представляет большое неудобство при обращении с ними. Чтобы сделать резиновые рукава более выгодными к употреблению, их обшивают толстой парусиной; вместе с тем, их нельзя оставлять на долгое время скатанными в сухом месте, иначе они при развертывании трескаются.

 

пожарные рукава из истории пожарной охраны

 

4)Пеньковые рукава - самые дешевые из всех существующих рукавов. Они могут служить более продолжительное время, лишь, будучи сохраняемы в сухом месте; от сырости же они скоро покрываются плесенью и гниют. На пожаре, во время сильного холода, эти рукава замерзают скорее всех прочих, так как сквозь них легко просачивается вода; после работ на пожаре, их следует тщательно просушивать. Пеньковые рукава, вообще, удобнее всего употреблять для таких пожарных труб, которые не имеют за собою постоянного ухода, а действуют на пожарах сравнительно редко, по несколько раз в год.

 

В случае разрыва пенькового рукава, соединение производится, как и в резиновых рукавах, посредством соединительной гайки.

 

При недостаточной длине одного рукава, составляется рукав из нескольких коленьев, для чего на концах каждого колена имеются металлические трубы, соединяющиеся между собою посредством нарезов, которыми они привинчиваются одна к другой; на конец последнего колена привинчивается ствол.

 

 

 


Диаметр (поперечник) рукавов должен вполне соответствовать диаметру выходного отверстия трубы. Если отверстие рукава больше гайки трубы, то нагнетательная сила давления трубы уменьшится на столько, что водяная струя не будет иметь надлежащей величины*.


*) В 1887 году, в марте месяце, мы имели случай видеть в городе Орле, во 2-й городской части, между прочим, пожарную трубу, достаточно хорошей конструкции; но фабричного клейма на ней невозможно было прочесть за неимоверным количеством грязи, которая, очевидно, накоплялась на трубе и не очищалась с неё в течение многих лет. Диаметр выходного отверстия этой трубы равнялся 2-м дюймам, между тем как рукав (пеньковый), употреблявшийся при ней, имел 4 дюйма в диаметре. По заявлению самого брандмейстера, струя воды, выходящая из трубы, при таком резком несоответствии, выбрасывается не более, как на 1 1/2 аршина.

 

Наоборот, если диаметр рукава меньше диаметра выходного отверстия трубы, то: 1) этим затрудняется качанье, и 2) рукав может лопнуть, не имея достаточной силы сопротивления против напора воды из трубы. Бывает часто, что в одной и той же пожарной команде имеются поливные рукава одного диаметра, но различных сортов,

 


Например: резиновые и кожаные, или резиновые и пеньковые, или кожаные шитые и кожаные на заклепках. В случае если понадобится при одной и той же трубе нарастить различные рукава, необходимо соблюсти известные правила. Само собою, разумеется, что для поливки, т. е. для выбрасывания воды, безразлично то или другое распределение рукавов, но для самых рукавов далеко не одинаково, находятся ли они ближе или дальше от пожара. Так, например, если соединяются рукава пеньковый и резиновый, то ближе к огню должно поместить пеньковый, который: а) гораздо дешевле резинового, почему и порча его не будет столь убыточна для команды; б) легче замерзает, чем резиновый; в) сквозь пеньковый рукав просачивается вода, между тем как резиновый совсем ее не пропускает. Другой случай наращения рукавов представляет соединение кожаного с резиновым рукавом; здесь впереди, т. е. ближе к пожару, должен быть помещен кожаный, хотя он и дороже резинового, по следующим соображениям: а) порча его вследствие прогорания или от падающих предметов происходит гораздо реже, чем повреждение рукава резинового; б) если даже и случается с кожаным рукавом такое повреждение, то он может быть вскоре исправлен без помощи соединительных гаек (которые необходимы при повреждении резинового рукава), а просто посредством заклепок или дратвы. Наконец, может быть еще один вид соединения разнородных рукавов, а именно - кожаного с пеньковым; в этом случае пеньковый должен быть помещен ближе к пожару, по тем же соображениям, как и при соединении резинового рукава с пеньковым.

 


Ствол, которым заканчивается поливной рукав, представляет собою длинную металлическую трубу, которая привинчивается к выходному отверстию поливного рукава и служит для того, чтобы придать силу и возможно большую высоту водяной струе, выливающейся из поливного рукава. Употребляемые ныне в различных пожарных командах стволы имеют весьма разнообразную конструкцию, от которой прямо зависит не только сила и высота, но и самая форма водяной струи. Составные части всякого ствола суть следующая (рис. 10).

 

пожарный ствол история пожарной охраны 1890

 


1)Продолговатая металлическая труба а, расширенная внизу и суженная вверху; вода, встречая сопротивление стенок в узкой части трубы, этим самым увеличивает силу напора из поливного рукава, вследствие чего водяная струя приобретает известную силу, направление и высоту.
2)Верхний конец, этой трубы снабжен нарезами (винтами), на которые навинчивается наконечник ствола, или так называемый спрыск в; этот-то наконечник, представляя собою короткую, еще более суженную металлическую трубку, собственно и придает водяной струе надлежащую правильность.
3)К нижнему концу продолговатой трубы (на нарезах) прикрепляется металлическая гайка б, посредством которой ствол привинчивается к поливному рукаву. Стволы, в большинстве случаев, обшиваются парусиной.
На рис. 10 изображен ствол простейшей конструкции, наиболее употребительный в русских пожарных командах. Разнообразие других систем стволов зависит: во 1-х, от размеров и объёма трубы а, во-2-х, от материала, из которого она делается, и в 3-х, от устройства спрыска.

 


На рис. 11 изображены 7 стволов различной конструкции и 5 спрысков с разнообразными приспособлениями для выбрасывания воды из ствола.

 


Ствол №1 употребляется при нагнетательных снарядах, производящих сравнительно слабое давление, каковы: ручная пожарная труба и ручной насос. На этот ствол, по мере надобности, навинчивается один из двух спрысков г г (помещенных на рис. над стволом 1), из которых более удлиненный служит для выбрасывания из ствола высокой водяной струи (напр. в верхние этажи зданий), короткий же спрыск г употребляется для струи меньшего давления.

 


Ствол №2 служит для выбрасывания водяной струи сильного давления, как напр. при действии паровой пожарной машины или водопровода. Этому назначению ствола соответствует и устройство спрыска г, навинчиваемого на рассматриваемый ствол; сравнительно с 2-мя спрысками ствола № 1, этот спрыск несколько короче и вместе с тем имеет выходное отверстие большего диаметра (более широкое), - что дает возможность выпускать струю большего объёма, т. е. такую, которая по количеству выбрасываемой воды значительно превосходит струю, выходящую из ствола № 1.

 


Стволы, изображенные под №№ 3-7, не имеют столь частого применения, как вышеописанные № 1 и 2.

 


Ствол № 3 отличается от всех прочих стволов своей трубой а, которая сделана из каучука (резины). Этот ствол для некоторых стран весьма непрактичен, так как в мороз застывает и получает трещины; те же последствия наступают также при сильной жаре и от долговременного бездействия ствола: каучук ссыхается, становится хрупким и трескается. Очевидно, что в такой стране, где бывают морозы, совершенно нецелесообразно снабжать пожарные команды подобными стволами.

 


Особенность стволов №№ 4 и 7 заключается в том, что их металлические трубы а не суживаются по направлению к спрыску г, т. е. оба отверстия такой трубы имеют одинаковый диаметр. Оба эти ствола употребляются исключительно при паровых пожарных машинах большего давления. Чтобы удобнее было держать эти стволы при работе, на них имеются особые приспособления: на стволе № 4 - крюк е, на стволе № 7 -две ручки, прикреплённые к стволу с обеих сторон, в виде двух дугообразных скобок.

 


Наконец, под №№ 5 и 6 изображены два ствола с приспособлениями для остановки водяной струи: спрыски этих стволов снабжены кранами, которыми моментально можно прекратить выход воды из ствола; но подобный кран вредно отзывается на рукавах, ибо сразу запертый ствол при продолжении нагнетания (качания) производит разрыв в поливных рукавах и тем прекращает их дальнейшее действие на пожаре. Для удаления этого разрыва изобретен предохранительный водяной клапан, который может быть при подобных случаях привинчен между трубой и первым поливным рукавом, как изображено на рис. 12. Это изобретение может принести большую пользу и страховым обществам, часто принужденным вознаграждать страхователей за попорченное водою имущество.

 

 


Помещенные на рис. 11 спрыски г е служат для раздробления водяной струи на мелкие частицы, или же на несколько отдельных, более мелких струй. Снаряд, имеющий вид лопатки, может быть привинчен ко всякому спрыску; посредством этого снаряда е, водяная струя, при выходе из отверстия спрыска, раздробляется в виде веера. Спрыск, выходное отверстие которого имеет форму звездочки, выбрасывает воду на несколько отдельных лучеобразных струй.

 

Наконец, там же изображен спрыск, выходное отверстие которого приспособлено к тому, чтобы раздроблять водяную струю на мельчайшие частицы, т. е. на водяную пыль. Этот снаряд применяется преимущественно в том случае, когда внутри горящего здания нужно рассеять дым, за которым не видно пламени.

 

Вообще же описанные спрыски, на наш взгляд, малопригодны для тушения пожара; надлежащее применение она могут иметь для поливки улиц, садов и проч. Если они и не бесполезны, то, во всяком случае, не могут иметь особенного значения для пожарной службы ибо не только опытный трубник, но даже всякий дворник, при поливке улицы из ствола, снабжённого обыкновенным спрыском, вполне удачно раздробляет водяную струю с помощью пальца или рукавицы.

 

Предохранительный водяной клапан изобретен владельцем Стрельнинской частной пожарной команды.



Заборные рукава бывают кожаные и резиновые. По своему устройству они отличаются от поливных рукавов особенною металлическою спиралью, помещающейся внутри заборного рукава и упирающейся во внутренние его стенки, чтобы воспрепятствовать им, сжиматься при накачивании воды. заборный рукав на одном конце имеет гайку, а на другом-винт, на случай соединения с запасным заборным рукавом и для соединения с трубою. На том конце, который опускается в воду, заборный рукав снабжается металлическою (иногда камышовою) шарообразною решёткой, с тою целью, чтобы вместе с водою в трубу не проникала грязь и сор. (См. рис. 19).

 

 


Обращение с пожарными рукавами.

 

Прокладывая рукава на пожаре, следует выбирать такое место, чтобы на них не мог упасть какой-либо горящий предмет, от которого рукав может получить повреждение, и чтобы рукав не был придавлен падающим тяжелым предметом. Напр. балкой, так как в подобном случае, помимо затруднения для качальщиков, значительно сокращается (иногда совершенно уничтожается) струя воды, а главное - от сильного скопления воды в рукаве, не имеющей выхода, может произойти разрыв. Прокладывая рукава по улицам и дорогам, следует их отстранять от проезда пожарных ходов и других экипажей; в случае же необходимости проложить рукав через дорогу, не заграждая по ней проезда, прибегают к так называемому рукавному мостику, изображенному на рис. 13.

 

 

При подъёме длинного рукава на высокое здание, его не следует поднимать за один конец, а нужно перехватить за середину, как для облегчения стоящего наверху трубника, так и для предупреждения разрыва, могущего произойти от тяжести самого рукава, наполненного водою.

 


Для сохранения рукавов весьма важное значение имеет их просушивание после действия на пожаре. По возвращению домой с пожара, трубники, прежде всего, должны тщательно вымыть рукав снаружи и внутри, а затем для просушки привешивают его за середину, так чтобы концы его свешивались вниз; это делается для того, чтобы могла окончательно вылиться из рукава вся оставшаяся в нем вода, и для скорейшего достижения этой цели полезно переворачивать рукав раза 2-3 с одной стороны на другую. Летом просушивание производится на открытом воздухе, причем надо иметь в виду, что резиновый и кожаный рукав должно вывешивать в тенистом месте, но не на солнце. Зимою же рукава просушиваются в теплом помещении, и притом, если рукав во время действия на пожаре сильно замерз, то его сперва раскладывают в теплом помещении, чтобы он мог оттаять, после чего уже его в том же помещении развешивают для просушки. Только когда рукава окончательно просохнут, их скатывают концами в 5-10 саж. 1) и затем складывают на ходы к тем трубам или насосам, к которым они принадлежат; при этом должно иметь в виду, что скатыванье рукава всегда надо начинать с винта, а не с гайки.


Кожаные рукава, употребляемые в пожарных командах, требуют за собою особенно тщательного ухода, так как они, ссыхаясь,. очень часто трескаются и даже совсем ломаются, особенно при резком сгибании.

 

Для сохранения кожаных рукавов, их следует через известные промежутки времени (2-3 месяца), смотря по количеству работы, смазывать особенным составом (так называемым древесным маслом), или же смесью, изготовляемою из чистого дегтя, ворвани (тюлений жир) и деревянного масла.

 

Пропорция на 10 с. пожарных рукавов должна быть следующая:
дегтя 1/2 фунта,
ворвани 2 фунта,
масла деревянного 1 фунт.

 

Смазка кожаных рукавов производится следующим образом. Вскипятив указанную смесь и размешав хорошенько, ее в горячем виде вливают в рукав, противоположный конец которого нужно предварительно чем-нибудь закрыть (напр. медной покрышкой от трубы), и затем переливают ее несколько раз по рукаву, с одного конца до другого; после этого рукав нужно повесить на 1 час, вниз отверстиями, под которые подставляется какая-нибудь посуда для вытекающей из рукава мази. По прошествии часа, рукав снимают и натирают снаружи тем же со-ставом, а затем скатывают его в сыром виде. Если мазь, вытекшая из рукава, окажется в большом количестве, то ее можно употреблять для смазывания других рукавов, для чего достаточно ее разогреть.

1) В пожарных командах принято конец в 10 саж. Называть - рукавом, а 5 саж. - полу рукавчиком.

Ключи для свинчивания и развенчивания гаек (рис. 14).

 

 

№ 1. Экипажный ключ (для пожарных ходов). Большее, четырехугольное отверстие этого ключа предназначается для гаек у осей на пожарных ходах, а малое отверстие - для гаек у рессор.

№ 2. Нижнее, меньшее отверстие этого ключа предназначается для гаек, которыми скрепляются отдельные части пожарной трубы и насоса; верхнее, большее отверстие ключа для гайки запасного колена в коробе трубы, которое заменяет собою заборный рукав (когда труба действует наливом).

№ 3 и 4 изображают ключи для свинчивания и развенчивания рукава: один ключ надевается на ушко гайки, а другой на противоположное ушко винта (рис. 9).

№ 5. Ключ для гаек, скрепляющих отдельные части пожарного насоса и трубы; большее отверстие - для шестигранных гаек.

 

Рукавные скрепления, состоящие из гайки а и винта б (рис. 15 и 16), служат для соединения между собою отдельных коленьев рукавов, а также рукава с трубой или насосом.

 

 

Наружные нарезы (обращенные на чертеже: у гайки а - влево и у винта б - вправо) вводятся в отверстие рукава - гайка на одном конце рукава и винт на другом, - и затем рукав снаружи, поверх этих нарезов, крепко обматывается бечёвкой; для подобной обмотки соединительной гайки, требующей значительного стягивания рукава и правильного расположения бечёвки, употребляется особый станок (рис. 17). Присоединение двух рукавов, внутренние нарезы винта б, обращенные на рисунке 15 влево, к отверстию гайки а, скрепляют посредством особых ключей (рис. 9), надеваемых - один на ушко гайки и другой на противоположное ушко винта.

 


Как в насосе, так и в трубе, для прикрепления заборного и поливного рукавов имеются винты (по одному с каждой противоположной стороны), укрепленные в насосе и трубе в особенных нарезах, так что рукав прикрепляется к трубе посредством гайки. На этом и основано то соображение, что при составлении поливного рукава из нескольких коленьев, их следует раскидывать от гайки, винтом вперед, т. е. от себя, потому что все гайки и винты будут расположены в следующем порядке: винт в трубе, к нему привинчивается гайка первого колена рукава, на свободном конце 1-го колена останется винт, к которому прикрепляется гайка 2-го колена, и т. д., так что на конце составленного таким образом рукава должен находиться винт для гайки ствола.

 


Разветвлением называется металлическая двойная трубка (рис. 18), предназначенная для направления водяной струи из одного поливного рукава в два ствола единовременно.

 

 

 

Этот прибор посредством своей гайки а прикрепляется к винту выбрасывающего рукава, затем к его винтам б и в привинчивают по рукаву, что дает возможность заливать огонь сразу из двух стволов, питаемых единовременно одним и тем же источником водоснабжения.


Металлическая решетка (рис. 19), посредством которой заборный рукав втягивает в себя воду из водовместилища.

 

 

Прикрепляется посредством своей гайки к винту заборного рукава. Эти решетки, снабжённые небольшими отверстиями для всасывания воды, бывают, как изображено на рис. 19, двоякие: цилиндрической продолговатой формы а и широкие плоские б. Различие между этими двумя видами решеток заключается в следующем: если заборный рукав набирает воду из какого-нибудь природного водовместилища (пруда, озера, речки), то можно одинаково пользоваться той или другой решеткой; но когда заборный рукав снабжается водою из бочки, то в этом случае гораздо целесообразнее оказывается плоская решетка, которая, будучи поставлена на дно бочки, может всасывать в себя воду и тогда, когда ее останется в бочке даже самое незначительное количество; напротив того, цилиндрическая решетка а, лишь только уровень воды в бочке станет ниже первого ряда ее отверстий, начнет через эти отверстия вбирать в себя воздух, который своим давлением приостанавливает подъем воды в заборный рукав.

 


Для накачивания воды в бочки посредством насоса употребляется металлический рог а (рис. 20), который посредством гайки г привинчивается к винту поливного рукава в.

 

 

Поливной рукав, в свою очередь, прикрепляется к поливному отверстию насоса, из которого вода накачивается, таким образом, в бочку, выливаясь в нее через согнутое дугообразное отверстие рога а.
Чтобы прочно установить рог над бочкой и чтобы не приходилось приставлять особенного человека, который бы его придерживал, его задевают, посредством приделанного к нему крюка б, за железную ручку (скобку), которая окружает воронку бочки.

 


5.Стендер или гидрант.

 

Устройство водопроводов, обеспечивающих городским жителям правильное и постоянное водоснабжение, имеет также огромное значение для деятельности пожарных команд, представляя собою весьма упрощенный и легкий способ доставки воды на место пожара. Для этой цели в различных местах города устраиваются особого рода сооружения, известные под названием пожарных колодцев. Устройство такого колодца заключается в следующем (рис. 21).

 

 

 

В определенном месте водопроводная труба а а снабжается муфтой б, которая изменяет течение воды в трубе, заставляя ее бить кверху фонтаном. Над этим местом устраивают в земле колодец такой ширины, чтобы в него свободно мог спуститься человек. Чтобы не нарушать течения воды в водопроводной трубе и пользоваться означенной муфтой лишь по мере надобности, необходимы известные приспособления для ее открывания и закрывания.

 


Эти приспособления бывают двоякого рода: 1) или сбоку муфты устраивается особый кран, открываемый и закрываемый посредством ключа (рис. 24), 2) или же отверстие муфты закрыто особым клапаном на пружинах, так что для выхода водяной струи через это отверстие необходимо давление на клапан сверху вниз, причем это давление должно производиться с значительной силой, так как снизу оказывают противодействие не только пружина, но и напор воды в трубе.

 


Для добывания воды из пожарного колодца служат так называемые стендеры, или гидранты. Устройство стендеров бывает двоякое, соответственно двум указанным приспособлениям для открытия и закрытия выхода воды из муфты. Сообразно этому, стендеры бывают: простые и сложные. (Рис. 21.)


Простой стендер предназначается для тех муфт, которые открываются и закрываются краном, при посредстве особого ключа. Такой стендер изображен на рис. 22.

 

 

Он состоит из металлической трубы б длиною около 2 1/2 арш., нижнее отверстие которой снабжено гайкой, навинчиваемою на вышеописанную муфту, посредством прикреплённого к трубе б металлического стержня е е, образующего собою две ручки; верхнюю же часть трубы б образует металлический рог, оканчивающийся отверстием в, к которому привинчивается гайка поливного рукава. Открыть или закрыть приток воды в такой стендер можно только посредством особого ключа, который, как и стендер, опускают в колодец и насаживают отверстием на кран, задерживающий выход воды из трубы в муфту.

 


Сложный стендер употребляется для добывания воды из таких пожарных колодцев, в которых муфта закрывается посредством пружинного клапана. Устройством своим он в главных чертах напоминает собою вышеописанный стендер. (рис. 23) 

 


Сложный стендерсостоит из такой же металлической трубы б, как и простой стендер, имеющей наверху рог в для привинчивания поливного рукава, а внизу гайку а, посредством которой стендер привинчивается к муфте водопроводной трубы. Но, как мы видели, для выпуска воды из такой муфты необходимо произвести давление на клапан, который, при навинчивании стендера, совершенно им покрывается.

В виду этого, ключ г (рис. 24) проходит через самую трубу стендера,

 

 

внутри которой для ключа сделаны особенные нарезы, так что его можно винтить вверх и вниз. Когда стендер прикреплен к муфте водопроводной трубы, тогда начинают поворачивать ключ г, который, опускаясь вниз, нажимает на клапан муфты, постепенно его понижая. Чем ниже опустится клапан, тем сильнее будет проходить водяная струя в стендер. Так как ключ г поворачивается в трубе стендера на нарезах и может, поэтому быть остановлен неподвижно на различной высоте, то это дает возможность, во избежание чрезмерного напора водяной струи на поливной рукав, по усмотрению усиливать или уменьшать приток воды в стендер.

 

Выше описанные стендеры снабжаются нередко особым приспособлением для выбрасывания воды единовременно по двум поливным рукавам.

 

 

На рис. 25 изображен простой стендер с подобным приспособлением, - т. е. рог заменен двойным металлическим разветвлением, к двум отверстиям которого в в может быть привинчено по поливному рукаву. Ручка е е (рис.22) для привинчивания стендера к муфте водопроводной трубы заменена здесь одной дугообразной ручкой е.

 


На рис. 26 изображен стендер 2-й системы (сложный) с двойным разветвлением для двух поливных рукавов, прямой ручкой е е для привинчивания стендера к муфте и винтовым внутренним ключом г.

 

 

Если при работе таким двойным стендером желают ограничиться одним поливным рукавом, то одно из разветвлений может быть закрыто посредством навинчивающейся на отверстие крышки в.
Ознакомившись способом применения стендера, не трудно видеть, какое громадное значение может иметь этот снаряд для деятельности пожарной команды на пожаре, - конечно в такой местности, где имеется система водопроводных труб. На каждой улице, по которой проходит водопроводная труба, устраиваются, на известном расстоянии один от другого, выше описанные пожарные колодцы, которые дают возможность при тушении пожара наполнять бочки водою посредством стендера, значительно упрощая способ добывания воды посредством насоса. Но назначение стендера этим еще не ограничивается: если пожарный колодезь не слишком удален от места пожара, то к стендеру привинчивается поливной рукав, посредством которого водяная струя из стендера может быть направлена прямо на пламя; таким образом, весьма часто стендер может заменить собою пожарную трубу; сила струи стендера при исправности городского водопровода равняется часто струе паровой машины.
Очевидно, что для немедленного применения стендера на пожаре, в различных частях города, пожарным следует постоянно возить его с собой, привесив его к насосной бочке. Из всех ходов пожарного обоза насосная бочка представляет удобнейшее место для перевозки стендера, в виду того, что насосный трубник, не будучи занят насосом, оказывается самым подходящим для этой цели.
Насосная бочка первая накачивает воду на пожаре (для этого она снабжена поливным рукавом с рогом, необходимым для наполнения бочек водою); поэтому насосные трубники должны знать в точности расположение ближайшего к месту пожара с тендерного колодца. Но зимою, когда улицы занесены снегом, на разыскание колодца иногда может потребоваться много времени. Для предупреждения такого замедления прибегают к следующему способу: от каждого колодца измеряется шагами расстояние его от ближайшей постройки (это составляет обязанность насосного трубника каждой пожарной части), и затем на этой постройке прибивается железная вывеска (рис. 27) с надписью: «пожарный кран» и с обозначением двух чисел: 1) числа шагов от постройки до пожарного колодца, и 2) числа шагов вправо или влево от места, где прибита вывеска. Тот же насосный трубник обязан также от времени до времени (напр. раз в месяц) проверять положение пожарных-колодцев в районе своей части, так как нередко эти колодцы перемещаются с одного места на другое, напр., при перестилке мостовой, или при производстве каких-либо изменений в системе водопроводных труб; кроме того, наблюдение за положением пожарного колодца необходимо еще потому, что вышеупомянутая стенная надпись может по какой-либо случайности уничтожиться.(Рис. 27.)

 


Чтобы без замедления отыскать пожарный колодец, занесенный снегом, нужно стать спиною к указанной доске с надписью и отсюда отсчитать верхнее число означенных на ней шагов по прямой линии, по направлению к середине улицы. Нижняя же цифра обозначает число шагов вправо или влево от прямого направления.

 


Пользование городским водопроводом для пожарных целей настолько удобно, что во многих зданиях, преимущественно общественных, устраиваются в стенах водопроводные пожарные краны.

 


Подобные пожарные краны служат в большинстве случаев для питания рукавов, привозимых пожарными командами, но нередко и при этих кранах постоянно имеется известное количество рукавов, со стволом. Содержание таких рукавов в постоянной готовности и порядке, безусловно, необходимо, и для этой цели нам кажется чрезвычайно удобным и практичным новейшее английское изобретение, изображенное нами на рис. 28.

 

корзина для пожарного крана 1890 год

 

 

 

6.Пожарныя ведра.


В городских постоянных пожарных командах ведра имеют весьма незначительное применение, в виду того, что все действия по водоснабжению на пожаре производятся посредством бочек и рукавов, и потому пожарное ведро употребляется лишь в редких случаях, как напр. для тушения зачатков пожара в жилых помещениях, когда вспыхнувший огонь настолько незначителен, что может быть прекращен небольшим количеством воды. В подобных случаях команда действует посредством ведер, избегая, таким образом, необходимости снимать трубу, разбирать рукава и т. п. В вольных же командах пожарные ведра применяются гораздо чаще, ибо за неимением достаточного количества бочек и лошадей и при наличности большого числа людей, вольные команды нередко бывают вынуждены устраивать водоснабжение на пожарах цепью, передаточным способом, посредством ведер. Особенно же часто этот способ водоснабжения практикуется на сельских пожарах, где иногда трубы и рукава совершенно отсутствуют.

 

 Львов А.Д.


Пожарные ведра бывают (рис. 29): железные и парусинные (складные). Железное пожарное ведро отличается от обыкновенного меньшим диаметром и большей высотой: такое его устройство представляет то преимущество, что из него удобнее выливать воду на огонь и, кроме того, вода из такого ведра менее расплескивается, чем из обыкновенного.
Парусинные пожарные ведра, хотя не столь пригодны для водоснабжения, как железные, но зато гораздо удобнее для перевозки, так как они складные и притом имеют незначительную тяжесть, что дает возможность помещать большое число парусинных ведер на пожарную повозку или в короб пожарной трубы.


7.Паровая пожарная машина.


Пожарная паровая машина представляет собою соединение пожарной трубы с паровым двигателем, посредством которого приводится в движение поршень водяного насоса. Пожарная паровая машина состоит из: 1) парового котла, 2) собственно паровой машины (т. е. парового насоса) и 3) рамы (станка), снабженной колесами для передвижения. Котлы пожарных паровых машин относятся к системе трубчатых: в котле расположены рядами (параллельно) металлические трубки, внутри которых проходит вода, нагреваемая пламенем, действующим на наружные стенки трубок.


Преимущество трубчатых котлов заключается в том, что они при малом, сравнительно, объёме и весе, обладают большою нагревательною поверхностью (вследствие того, что каждая труба отдельно подвергается действию огня); при этом они вмещают в себе небольшое количество воды, сравнительно с их нагревательною поверхностью, а потому для приведения их в действие требуется незначительный промежуток времени-от 8 до 12 минут, что чрезвычайно важно, в виду той быстроты, с которой должны совершаться все действия на пожаре.

 

 Львов А.Д.

 


Пожарный паровой насос бывает двух систем: горизонтальный и вертикальный. Помимо того, паровые насосы еще разделяются: на одинарные (с одним цилиндром), двойные (с двумя цилиндрами) и тройные (с тремя цилиндрами).


Машины эти в большинстве случаев устроены так, что на общем стержне (штоке) расположены: на одном конце поршень парового цилиндра, а на другом - поршень водяного насоса.


Действие пожарной паровой машины такое же, как и пожарной трубы, с тою лишь разницею, что здесь руки рабочих (качальщиков) заменены паром; водяной насос снабжен отверстиями для привинчивания заборного и поливного рукавов, посредством которых вода попеременно всасывается и выталкивается действием поршня, проводимого в движение паром. Всасывающие и нагнетательные трубы снабжены соответственными воздушными регуляторами. Питание паровых котлов производится непосредственно от водяного насоса.

 

 Львов А.Д.

 


На рисунках 30 и 31 изображены две паровые пожарные машины вышеописанной системы (английской фабрики Shand, Mason&С°). Первый рисунок представляет большую паровую машину конной тяги с четырьмя поливными рукавами, дающую воды до 300 ведер в минуту. Второй рисунок изображает небольшую паровую пожарную трубу ручной тяги, дающую в минуту около 36 ведер воды.

 

8.Пожарный пароход.

Пожарный пароход, специально построенный для тушения огня, или приспособленный для этой цели, по своему типу ли подходит к буксирному пароходу. Пожарный пароход снабжен паровою пожарною машиною, рукавами, баграми, ведрами и т. п. принадлежностями.

 

Львов А.Д.


Пожарный пароход, изображенный на рисунке 32, представляет собою судно, размерами приблизительно в 40 ф. длины и 9 ф. ширины, с осадою в 21/2 ф. Двигателями служат две независимые одна от другой паровые машины, каждая с отдельным горизонтальным трубчатым котлом, могущим быстро поднять пар до давления, необходимого для работы. Одна машина приводит в движение пароход, а другая служит для действия паровой пожарной трубы в один или несколько рукавов. В корме и носу парохода расположены небольшие рубки (каюты) с койками, каждая для 3-4 пожарных служителей. На передней рубке устраивается ворот, на который можно навить несколько десятков саж. рукавов; у задней же размещены ведра, буксирный крюк, багры, буксы и разные снасти.

 

Б. Пожарные принадлежности.

1.Пожарные лестницы.


Пожарные лестницы составляют необходимую принадлежность всякой пожарной команды. При нынешних постройках, достигающих, особенно в больших городах, значительной высоты в 5-6 этажей, без лестниц невозможно обойтись на пожаре.


Лестницы на пожарах имеют разнообразное применение: они служат для спасания людей и имущества, по ним пожарные служители взбираются в верхние этажи и на крыши зданий, протаскивают туда поливные рукава и т. п. При устройстве пожарной лестницы, главная задача заключается в том, чтобы придать ей надлежащую высоту, соответствующую размерам местных зданий, и, вместе с тем, сделать ее, при необходимой прочности, достаточно легкой и удобной для передвижения и установки. Хотя в настоящее время существует множество лестниц различных систем с самыми разнообразными приспособлениями, однако ни за одной из этих систем нельзя еще признать полного совершенства.


Принятые в русских пожарных командах лестницы могут быть подразделены на три вида: а) простые, б) составные и в) механические.


а) Простая лестница. К простым относятся все одноколенные лестницы различных размеров, состоящие из двух параллельных брусьев, поперек которых укреплены параллельные ступеньки.


Эти лестницы делаются обыкновенно из дерева и нередко, для большей прочности, оковываются железом. Они служат для влезания в окна первых и вторых этажей, а также для работы на пожарах внутри зданий (для отбивания штукатурки и подшивки с потолков и т. п.).


Из простых лестниц для внутренней работы в организованных пожарных командах наиболее применяется так называемая комнатная лестница, имеющая в длину от 4 до 5 арш.; к верхним концам ее боковых брусьев приделаны металлические крючки, а нижние концы снабжены металлическими шипами и служат для прочной ее установки.


б) Составная лестница. Составными называются такие лестницы, которые состоят из нескольких отдельных коленьев, соединенных между собою петлями, или же, по мере надобности, вдвигаемых одно в другое посредством приспособленных на них металлических скреплений, или скобок. Эти лестницы представляют значительное удобство в том отношении, что их можно перевозить отдельными негромоздкими коленьями, из которых в самое короткое время может быть составлена одна цельная лестница значительной высоты, смотря по количеству и размерам коленьев. Из рассматриваемого вида лестниц, самая удобная и наиболее применяемая в пожарных командах-складная, состоящая из 2-х коленьев, каждое длиною в 4-5 арш. Два колена этой лестницы (рис. 33 и 34) б и в постоянно скреплены между собою петлями, так что их можно складывать одно на другое; первое же колено а, по мере надобности, вставляется и укрепляется металлическими скобками, приделанными ко второму колену. Складная лестница наверху снабжена железными крючками, а внизу железными шипами.


в) Механические или выдвижные лестницы, перевозимые на отдельных, приспособленных для них ходах, имеют до 14саж высоты и до 100 пуд. веса; при таких размерах, к этим лестницам приспособляется особый механизм, как для подъёма лестницы с хода, так и для направления ее вершины к желаемому месту. Рассматриваемые лестницы бывают или деревянные, с металлической оковкой и различными металлическими приспособлениями, или же исключительно металлические.

 

 Львов А.Д.

 

Львов А.Д.

 

Львов А.Д.

 

Подобная лестница больших размеров, оказавшаяся на практике весьма пригодною, была построена в Петербургском пожарном депо в 1885 г. и в настоящее время применяется в двух Петербургских частях, Спасской и Александро-Невской (рис. 35).


На рис. 35 изображена механическая лестница, выдвинутая во всю свою высоту (12 саж.); основанием ее служит рама а и б помещенная на четырехколесном рессорном ходу. Посредством механизма зубчатых колес в е, железные брусья ж поднимают основу лестницы г д е, из средины которой помощью того же механизма выдвигаются последующие части лестницы и, к, л, м.


Для поддержания всей выдвинутой лестницы, состоящей из 4-х коленьев, служат шесты i. Буквой з обозначено кучерское сиденье, под которым находится лебедка (вал) со снастями.


2.Спасательный мешок.


Указав в предыдущей статье, что пожарные лестницы служат для спасания людей из верхних этажей, мы не упомянули, что слезание по высоким лестницам требует известного навыка и бесстрашия. Поэтому нередко бывают случаи, что спасаемые из верхнего этажа горящего здания больные, престарелые, женщины и дети, несмотря на опасность своего положения, ни за что не решаются спуститься по высокой, приставной лестнице.


Но пожарная техника нашла средство для предупреждения подобных случаев, приняв спасательный мешок, изображенный на рис. 36.

 

Львов А.Д.

 

Это ничто иное, как широкий (1 1/2 арш. в диаметре), толстой парусины, рукав, длиною в несколько сажен, - смотря по размерам построек того города, где он применяется; так, напр., при С.-Петербургской пожарной команде подобные спасательные мешки имеют от 10 до 12 саж. длины.


Верхняя часть спасательного мешка прикрепляется пожарным служителем к подоконнику и к поперечно-вставленному шесту, а нижний конец держат в руках несколько пожарных, оттягивая его от дома.



3.Пожарный лом.

Ломы бывают трех родов (рис. 37): 1) простые, с гладким тупым концом вместо ручки, 2) с шарообразной ручкой и 3) с кольцеобразной ручкой.

 

Львов А.Д.


На пожарах этот снаряд служит для разламывания крыш, печей, печных боровов, полов, потолков, дверей, заборов и т. п. Пожарный лом делается из круглого дюймового железа, с кольцеобразной ручкой, имеет до 11/2 арш. длины и весит около 15-20 фунтов. Такой лом самый пригодный для пожарного дела, так как он: 1) не может так легко выскользнуть из рук при работе, как другой лом, и 2) его без особенного замедления можно доставить в окно верхнего этажа, или на крышу, привязав к его ручке конец спущенной оттуда веревки. Очевидно, что лом с шарообразной,- а тем более с тупой ручкой - представляет в этом отношении значительные неудобства.


Пожарный лом не следует делать слишком заостренным, так как, с одной стороны, при ломке деревянных построек лом глубоко вонзается в дерево, затрудняя этим работу, а с другой стороны, при работе по камню или кирпичу (напр. при ломке печей), он скоро притупляется. Для предохранения лома от ржавчины, его следует по возможности чаще натирать наждачной бумагой и чистить кирпичом.

 

Львов А.Д.


Во время зимних морозов пожарный лом употребляется иногда также для устройства прорубей в реках, озерах, прудах и т. п., когда из них приходится добывать воду для питания огнегасительных снарядов. Но вырубание прорубей гораздо удобнее и быстрее производится посредством особого снаряда, известного под названием пышни (рис. 38). Этот снаряд представляет собою насаженный на деревянную рукоятку железную трубку, которая оканчивается односторонним острием, на подобие большого долота.

 

4.Пожарный топор.


Пожарный топор состоит из следующих частей:


1)Топорище, которое делается из какого-либо крепкого дерева; утолщенный конец топорища делается клином.


2) Железный топор, клинообразный, утолщенная часть которого имеет отверстие для топорища; заостренная часть топора (стальная) называется лезвие, противоположная часть - обух. Чтобы топор крепко держался на топорище, между обухом и топорищем пропускается железная закрепка, которая привинчивается к топорищу, а верхний край ее загибается на обух; кроме того, для той же цели, в верхнюю часть топорища (на которую надевается топор) вбивается железный клин.


Топор носится в кожаном чехле (рис. 39), на котором приделана кожаная петля; через нее продевается кожаный с железною (или медною) пряжкою, пояс, которым пожарный служитель подпоясывается во время работы.

 

пожарный топор


Топор на пожаре служит для разнообразной работы: для прорубании загоревшихся досок, для ломки на крышах стропил, для оттаскивания бревен и т. п. Существует еще другой вид пожарных топоров, которые вместо обуха имеют острие (в виде кирки). Этими топорами можно производить такие работы, для которых непригоден вышеописанный топор, как напр.: разламывание кирпичной кладки, железных крыш, полов и др. Но все эти и подобные работы с большим удобством производятся посредством пожарного лома.
Такие топоры (рис. 40) в большом употреблении заграницей; в России же они введены преимущественно в вольных пожарных командах.

 

пожарный топор


5.Ломовая веревка.


Составные части ломовой веревки (рис. 41) следующие:


1)Толстый, полосового железа, крюк а , согнутый на ребро в одном конце острием, в другом конце - ушком; на наружной стороне крюка приделаны две железных петли д д.


2)Железная цепь б, длиною не менее одной сажени, которая на каждом конце имеет по железному кольцу; один конец цепи, посредством этого кольца, прикрепляется к ушку крюка; на другом конечном кольце цепи находится железная петля г, концы которой скреплены болтом внутри кольца и которая, поэтому движется свободно во все стороны.


3)Толстый просмоленный канат в (веревка), длиною от 10 до 12 саж.; конец ее пропускается сквозь упомянутую петлю на конце цепи г и затем сращивается петлей.

 

ломовая веревка


Описанный снаряд употребляется для сваливания печных труб или частей горящего здания, в том случае, когда этого нельзя сделать одними баграми, т. е. когда для выполнения этой работы необходимо приложить большую силу. Работа посредством крюка выполняется следующим образом: простейший случай заключается в том, чтобы часть горящего здания, которая предназначена к сломке, зацепить загнутым острием крюка; если же эту работу невозможно выполнить прямо с земли, то к горящему зданию приставляется лестница, по которой и поднимается человек с крюком до того места, где его нужно зацепить, причем нести крюк вверх (или вниз) по лестнице должно на правом плече, так чтобы острие крюка приходилось на спине, а цепь свешивалась по боку: при этом несущий крюк, подобрав с боку цепь правой рукою, будет иметь левую руку свободною. Если же пламя настолько разрослось, что не представляется возможности заложить крюк руками, то эта работа производится следующим образом: в железные петли д д, вдевается острие длинного багра, посредством которого крюк поднимается к верху и зацепляется загнутым острием за горящую часть здания, предназначенную к сломке. Когда крюк уже прицеплен к постройке, тогда люди, приставленные к веревке, натягивают ее до тех пор, пока строение не обрушится.

 


6.Спусковая веревка.


Спусковая веревка служит для вытаскиванья поливных рукавов в верхние этажи или на крыши зданий, а также для укрепления приставных лестниц; она же употребляется и для спасания людей и имущества. Спусковая веревка делается из снасти хорошего достоинства, осмоленной, в 1/2 дюйма толщины и 10 саж. длины; один конец ее сплетается петлей, а другой делается со свиснем. Она обыкновенно сохраняется и перевозится на трубном ходу, а во время пожара в верхних этажах ее носит через плечо под трубник.

 


7.Пожарные багры.


Пожарные багры состоят обыкновенно из деревянного шеста (ратовища) (рис. 42), на который насаживается железная трубка, оканчивающаяся прямым острием и загнутым дугообразным острым крюком. Багры бывают двоякие: большие № 2, длиною около 3 саж., и малые № 4, длиною от 11/2 до 2 саж. Большим багром непременно должны работать несколько человек (от 4 до 5), вследствие его тяжести, а малым багром обыкновенно работает один, иногда два человека. В последнее время значительно распространились малые железные багры (не более З ½ арш. длины) № 3, кованные из одного куска; это-так называемый комнатный бугорок.

 

пожарные багры


Крюк багра служит для сдирания деревянной (дощатой) обшивки с горящих бревенчатых зданий, для растаскивания балок и т. п.


Прямое острие багра служит для обрушивания печных труб, для отталкивания обгорелых балок, досок и т. п. предметов, для отталкивания судов (при пожаре на воде), для поднятия домового крюка (посредством имеющихся на нем двух железных петель) на обрушиваемую часть горящего здания и т. п.


Железный багор имеет такое же употребление, как и багры на деревянных шестах; преимущественно же он употребляется при мелкой работе, внутри зданий, напр., для отбивания потолочной штукатурки и т. п. Этим багром может работать один человек.


Вилка № 1 служит при работе с приставной лестницей, как показано на рис. 34.

 


8.Фонари.


Фонари, факелы и др. осветительные приспособления играют немаловажную роль при ночных действиях пожарной команды. В большинстве случаев необходимо бывает осветить место действия команды, место водоснабжения, обоз и пути сообщения.

 

фонари

 

Следует однако заметить, что степень этого освещения зависит от устройства освещения данной местности; но, тем не менее, это не исключает необходимости иметь при пожарном обозе все средства для возможно достаточного освещения (при действии команды) местности, лишенной вполне городского освещения. Для освещения пожарного обоза употребляются обыкновенные каретные фонари, жестяные, с толстыми стеклами.


Линеечные, или так называемые выездные фонари бывают различной конструкции; напр., рис. 43 представляет выездной фонарь, корпус которого сделан из листового железа и закрывается дверцей на петлях, в которую вставлено толстое выпуклое стекло. В верхней части фонаря находится дымогарная трубка, внизу - вентилятор для горения и трубка со спиральною проволокою для свечи. Для быстрого зажигания свечи, как видно на рис. 43а , весьма успешно приспособляется зажигательная нитка, которая продевается сквозь отверстие в дне фонаря и привязывается к фитилю свечи. Это приспособление дает возможность, при сборе по тревоге, мгновенно зажечь свечу, не открывая дверцы фонаря, - что, конечно, потребовало бы гораздо больше времени, в особенности при ветре. Внутренняя задняя стенка фонаря снабжена рефлектором из белой жести. Благодаря выпуклому стеклу и рефлектору, в этом фонаре достаточно одной свечи, чтобы получить яркий свет, вполне освещающий дорогу на 20-25саж.

 

Подобные фонари применены успешно впервые в Стрельнинской частной пожарной команде, а впоследствии в пожарной команде г. Петергофа.

 

фонари


Существует еще выездной фонарь другой системы (рис. 44)- кубической формы, с гладкими цветными стеклами; он дорогу вовсе не освещает, но служит своими цветными стеклами лишь как отличительный знак части. Этот фонарь применяется в пожарных частях города С.-Петербурга.

 


9.Факелы.


При работе на самом пожаре удобнейшим средством освещения служат факелы. (Рис. 45)

 

факелы


Факелы бывают весьма различных систем; поэтому мы не находим нужным все их перечислять и ограничимся лишь указанием, что все факелы могут быть разделены на сгораемые и наливные: к первым относятся факелы пеньковые смоляные (рис. 45), а ко вторым - факелы с керосиновым или бензиновым резервуаром (рис. 45). Те и другие удобны при работе на открытом воздухе, в виду того, что и при сильном ветре они не потухают; неудобство же их заключается в том, что они коптят, а при резких движениях капают воспламененным составом, что не дозволяет ими пользоваться близ взрывчатых и легко воспламеняющихся предметов.


При быстром распространении электрического освещения, можно надеяться, что в скором времени им начнут пользоваться и при пожарах. Что же касается ныне существующих электрических пожарных приспособлений, то они не удовлетворяют пожарным требованиям и потому весьма мало применяются на деле.

 

 

Б. Ходы пожарного обоза.

 

ходы пожарного обоза


Все повозки, на которых производится передвижение огнегасительных снарядов, бочек и всех прочих принадлежностей пожарной работы, носят в пожарных командах название ходов. Все ходы в совокупности, которыми располагает команда, составляют пожарный обоз. Пожарные обозы подразделяются на пешие и конные: первые передвигаются людьми, вторые лошадьми; кроме того, как пешие, так и конные обозы бывают летние и зимние.

 


1.Летний обоз.


Пешие летние обозы строятся преимущественно двухколесные. Основная часть хода пешего обоза состоит из двух колес и (рис. 46) с осью в г, поперек которой прикреплены параллельно друг другу 2 деревянных продольных бруса, называемые грядками, д е и ж з, соединенные между собою поперечными деревянными брусками (перекладинами) д е и ж з; из них последний (е з) служит основанием дышла к л, за которое держатся люди, везущие ход. Число перекладин, впрочем, может быть и больше двух.

 

ходы пожарного обоза


Соединенные таким образом продольные и поперечные брусья называются рамой или станком. Во избежание порчи перевозимых снарядов и инструментов, а также для облегчения передвижения хода, рама д ж з е прикрепляется иногда к оси в г рессорами м н. Смотря по назначению описанной тележки, на ней делаются соответствующие приспособления для перевозки пожарной трубы или бочки. Иногда дышло заменяется оглоблями. Рис. 47 изображает тот же ход с поставленной на нем трубой.


Конные ходы пожарного обоза строятся большею частью на 4 колесах. Основную часть хода составляет деревянная рама или станок, состоящий из двух продольных брусьев (грядок) и 3-4 поперечных брусьев, или перекладин (подобно ручному обозу). Нижняя поверхность продольных брусьев для прочности во всю длину окована железом. Приспособление для передвижения хода, в главных частях, такое же, как и у обыкновенных экипажей: 4 колеса на концах двух железных осей (под передней и задней частью хода), снабженных каждая двумя стальными рессорами.


Задняя ось непосредственно прикреплена к раме; передняя же ось прикрепляется к особой системе деревянных брусков, называемых подушками и шлицами, соединенных с железным поворотным кругом. Между шлицами вставляется дышло, а поперек шлиц укрепляется деревянная вага. Передняя ось, вместе со всеми прикрепленными к ней частями, образует передок, прикрепляемый к передней части рамы посредством железного шкворня. Дышло снабжено так называемым нарыльником, состоящим из короткой железной трубки с двумя железными ушками по сторонам. Вага имеет на каждом конце по железному крюку для провешиванья вальков.


Наконец, на передней части каждого хода устроены козлы для кучера и для него-же деревянная подножка.


Таково общее устройство всех ходов конного обоза. Затем на каждом ходу, смотря по его специальному назначению, имеются соответствующие приспособления.

 

ходы пожарного обоза

 

а)Линейка.  Ход, приспособленный для перевозки людей, называется линейкой (рис. 48). Она представляет собой рессорный ход, к которому приспособлены две продольные скамьи для сидения с железными поручнями (перилами). На задней стороне линейки устроена деревянная подножка для влезания.


На линейке перевозятся следующие пожарные принадлежности (рис. 49):

 

ходы пожарного обоза


1) Ломовая веревка, запас поливных рукавов и рабочая обмундировка служителей - на самой линейке.


2) На правой стороне линейки, на двух железных крючках, прикрепленных под спинкой сиденья, привешивается рукавный мостик.


3) Между железными упорами (стержнями), снизу подпирающими правое сиденье, вкладываются ломы (числом 3-4).


4) Под ломами, на двух железных крючьях, находящихся над передними и задними колесами, прикрепляются (ремнями или веревками) маленькие багры (числом 3-4).


5)С правой же стороны линейки, но внутри ее, под сиденьем, вкладывается лопата, так чтобы она своею широкою частью упиралась в глубь линейки.


6) На левой стороне линейки, внутри, в узком продолговатом ящике, проложенном вдоль сиденья, сохраняются пожарные факелы (числом 4).


7) С левой наружной стороны, на двух железных крючьях, приделанных к спинке сиденья, привешивается складная лестница.


8) Ниже лестницы, на крючьях над левыми колесами, помещается запасное дышло, на случай повреждения дышла в каком - либо из ходов после выезда на пожар.


9) Наконец, в устроенном под сиденьем кучера ящике находится аптекарская сумка с некоторыми лекарствами и приборами, необходимыми для подачи первой медицинской помощи пострадавшим на пожаре.

 

ходы пожарного обоза


б) Трубный ход (рис. 50) приспособлен следующим образом: к продольным брусьям, параллельно их направлению, прикрепляются деревянные, окованные железом, рельсы, между которыми вдвигается труба. Кроме трубы, на этом ходу перевозятся следующие предметы:


1) Несколько свернутых поливных рукавов, помещающихся в передней части хода, между трубою и сиденьем кучера, и придерживаемых перетянутыми поперек них двумя ремнями, концы которых прикрепляются к железным крючьям хода.


2) Заборный рукав, который кладется дугою вокруг трубы, так что его середина приходится на упомянутом поливном рукаве, а концы (т. е. гайка и решетка) прикрепляются ремешками к задней стороне трубы, в предназначенных для этого углублениях хода.


3)Ствол помещается в коробе трубы.


4)Там же, т. е. в коробе, обыкновенно сохраняются ключи для свинчивания рукавов.


5)С обеих сторон трубы, в упомянутых выше углублениях, лежат две деревянные качалки.


6)Наконец, в выдвижном ящике (их может быть и два), под скамейкой для кучера, находятся некоторые мелкие принадлежности, которые всегда надо иметь под рукою при выезде на пожар, как-то: молоток, гвозди, ключи для подковных винтов и для ходов, веревка для связыванья сломавшейся рессоры и т. п.


Примечание. В экономическом отношении весьма практично устроить под трубой складной, непромокаемый парусинный чан, который понятии трубы может быть раскрыт и образует холщовый квадратный ящик, вмещающий в себе до 50 ведер воды.


Устройство подобного складного чана стоит не дорого и дает возможность сократить обоз, на целую бочку, причем лошади и кучер трубного хода не стоят бесполезно на пожаре.

 

ходы пожарного обоза


в) Бочечный ход (рис. 52). Для приспособления хода для перевозки бочки, поперек рамы, параллельно перекладинам, укрепляются две дугообразные деревянные подкладки, на которые ложится бочка, прикрепляемая к грядкам посредством железных обручей, которые придерживаются на обеих сторонах хода железными болтами (по 2 с каждой стороны). Бочка устанавливается на станке (раме) так, чтобы впереди ее оставалось место для прикрепления кучерского сиденья, а позади - для установки насоса. Все бочечные ходы имеют совершенно одинаковое устройство. На них, кроме бочки, помещаются еще следующие предметы:


Впервые такой складной чан введен при Стрельнинской частной пожарной команде, где нередко оказывает весьма существенные услуги.


1) Позади бочки, на деревянной площадке, стоит насос, который пристегивается к бочке ремнем, продетым сквозь железные петли; кроме того, насос придерживается двумя прикрепленными к ходу железными закладками, которые с двух сторон перекладываются через дно насоса и затем надеваются на железный пробой, закладываемый чекой. (Рис. 52.)

 

ходы пожарного обоза


2)На передней площадке, под сиденьем для кучера, помещается запас поливных рукавов.


3) Два не свинченных колена заборного рукава, которые перекладываются через бочку (обыкновенно в передней ее части) и придерживаются с двух сторон ремешками.


4) Если в городе существует водопровод, то в команде имеется стендер, который помещается вдоль бочки на особых крючках.


5) Медный рог, служащий для вливания воды в бочку из рукава насоса, обыкновенно помещается на бочечном ходу, а при выезде команды носится на ремне, через плечо, насосным трубником.


6) С обеих сторон хода помещаются деревянные качалки для насоса.


7) Наконец, в некоторых командах на этом ходу помещается для насоса ствол, который привязывается к кучерскому сидению.


г) Багровый ход (рис. 53). Ход, предназначенный для перевозки лестниц и багров, называется багровым ходом. Специальное его видоизменение заключается в том, что его продольные параллельные бруски вдвое длиннее, чем у других ходов, поперечные же бруски обиваются войлоком и покрываются кожей: на эти именно бруски кладутся лестницы и багры, пристегиваемые ремнями к грядкам.

 

ходы пожарного обоза


На багровом ходу помещаются: 1) большая выдвижная лестница; 2) большие багры; 3) вилы; 4) спасательный мешок; 5) иногда запасное колено заборного рукава.

 
2.Зимний обоз.


В наши снежные зимы ни одна пожарная команда не может обойтись без особого санного обоза, специально приспособленного для этого времени года, ибо перевозка пожарных снарядов и инструментов по глубокому снегу на колесах, без сомнения, должна замедлить прибытие команды на место пожара и, кроме того, может чрезвычайно вредно повлиять на здоровье лошадей.


Всякий ход зимнего обоза, на подобие летнего, имеет своим основанием деревянную раму (станок), устроенную из продольных и поперечных брусьев; эта рама непосредственно прикреплена к железным копылам, которые в свою очередь установлены на деревянных полозьях, окованных железом и отстоящих, для большей устойчивости, друг от друга на более широкое расстояние, чем в обыкновенных санях. Таким образом, устройство зимнего обоза, сравнительно с летним, значительно упрощено, благодаря отсутствию рессор, осей и колес. Что-же касается различных приспособлений для установки и прикрепления снарядов и инструментов, а также для помещения кучера, то в этом отношении между зимним и летним обозом нет существенного различия.


Приспособления для тяги обоза, а также для его освещения при движении, как в зимнем, так и в летнем обозе совершенно одинаковы. Фонари приделываются по сторонам кучерского сиденья, также как и на летних ходах. Для передвижения зимнего обоза в большинстве пожарных команд принята парная запряжка, для чего в передней части каждого хода укреплено дышло, в которое запрягаются 2 или 4 лошади (линейка обыкновенно перевозится четвериком). При значительной тяжести огнегасительных снарядов и приборов, принятых в городских пожарных командах, одиночная запряжка (в оглобли) была бы не только неудобна, но и совершенно невозможна, как противоречащая основной цели пожарной команды - невозможно быстрому прибытию на место пожара без особенного напряжения и переутомления лошадей.


К зимнему обозу принадлежат: линейка, трубный ход, бочечные ходы, багровый ход и теплый чан.


а) Линейка (зимняя) (рис. 54) состоит из деревянной рамы, укрепленной на полозьях, которые расставлены один от другого несколько шире (около 1 1/2 арш.), чем в других ходах, с тою целью, чтобы линейка при ширине сиденья не могла опрокинуться на крутых поворотах или склонах дороги. Сидения (скамейки) чаще устраиваются поперечные, так что служители сидят в линейке лицом к лошадям.


Затем, для перевозки ломов, коротких багров, факелов, рукавного мостика и др., на зимней линейке делаются те же приспособления, как и на летней.

 

ходы пожарного обоза

 


б) Трубный и бочечный ходы зимнего обоза (рис. 55 и 56) отличаются от тех же летних ходов только тем, что рамы их непосредственно прикреплены к полозьям; труба, бочка и насосы устанавливаются на зимних ходах посредством таких же приспособлений, какие существуют на летних ходах.

 

ходы пожарного обоза

 

ходы пожарного обоза

 


в) Багровый зимний ход (рис. 57) по своему устройству несколько отличается от остальных ходов зимнего обоза: он состоит из двух саней не одинаковой длины, приспособленных для помещения и перевозки длинной выдвижной лестницы. На передних, более длинных санях, с кучерским сиденьем, помещается нижний конец лестницы, которая для облегчения поворотов столь длинного хода во время езды, кладется непосредственно на поворотный круг, прикрепленный к саням посредством шкворня; верхняя же часть лестницы прикрепляется к салазкам посредством ремней.

 

ходы пожарного обоза

 

 

г) Теплый чан (рис. 58) применяется в сильные морозы, когда температура настолько низка, что на стенках поливных и заборных рукавов, а также в стаканах трубы, от проходящей по ним воды образуется лед, который может значительно замедлять и даже совершенно приостановить действие трубы. Во избежание этого, при зимнем обозе на место пожара вывозится теплый чан, предназначенный для нагревания воды, которая от времени до времени, по мере надобности, прокачивается через трубу и все находящиеся в действие рукава. Рассматриваемый теплый чан (рис. 58) представляет собою котельного железа ящик (котел), укрепленный на глухой деревянной платформе, которая прикреплена к полозьям (на подобие бочечного и трубного ходов); с задней стороны чана устроена топка, от которой вверх посредине чана выходит наружу труба для выпускания дыма.

 

ходы пожарного обоза

 

На крышке чана находится отверстие, через которое наливается вода; в это же отверстие опускается заборный рукав для переливания нагретой воды из чана в трубу. Последнее действие, т. е. снабжение трубы нагретой водой, производится, смотря по обстоятельствам, также посредством ведер, в которые вода наливается через кран, приделанный в задней стенке чана, около дверцы топки. Вода, налитая в чан, приходит в соприкосновение со стенками топки и таким образом нагревается довольно скоро.


В последнее время теплые чаны делают большею частью на колесных ходах, в виду мало снежности зим. Такой теплый чан изображен на рис. 59.

 

ходы пожарного обоза

 


Пожарные команды, имеющие в своём обозе паровые машины, в большинстве случаев вовсе не ставят их на полозья, руководясь следующими соображениями:


1) Перестановка паровой машины на полозья, при ее тяжести, представляет значительные хлопоты.


2) Переставленная на полозья паровая машина, как предмет весьма тяжеловесный, требует для удобного передвижения, безусловно, легкой зимней дороги, которая в городах бывает редко.


3) Переезды через рельсы железных дорог или через посыпанные песком тротуары положительно надрывают лошадей.


4) Повороты паровой машины на полозьях в глубоком снегу часто невозможны без ручной помощи служащих.


Для содержания ходов зимнего обоза в исправном состоянии и для предохранения их от порчи, требуется такой же уход, как и для летних ходов: чистка, обливка, подкрашиванье потертых мест, исправление различных повреждений и др. При этом не следует упускать из виду, что по возвращении с зимним обозом после пожара или проездки необходимо на улице, еще до установки ходов в трубном сарае, счистить с них снег, чтобы по возможности избегать накопления в трубе излишней сырости.


д) Катки и шлюз. Для втаскивания и вытаскивания ходов зимнего обоза из трубного сарая наиболее часто применяется весьма простое приспособление деревянные катки, т. е. длинные круглые палки (толщиною в 3 дюйма), подкладываемые под сани, поперек полозьев, таким образом, что, при установке хода на месте, он стоит на двух катках, из которых один лежит под передней, а другой под задней частью саней; чтобы сани не могли скатываться, под передний каток подкладывают какой-нибудь предмет (дощечку, или толстую щепу), при устранении которого вытаскиванье хода производится без всяких затруднений: вследствие наклонного направления пола в трубном сарае, сани почти сами собой скатываются на катках. Для этой же цели, т. е. для вталкивания и вытаскиванья зимнего обоза, употребляется в некоторых командах более сложное приспособление, так называемый шлюз (рис. 60). Это деревянная рама из двух продольных и двух поперечных брусьев в длину всего хода, поперек которой вставлены катки, числом 5-8; катки эти вращаются на осях, которые концами прикреплены к продольным брусьям рамы. Сравнительно с простыми катками, шлюз гораздо удобнее для вытаскивания и втаскивания ходов в трубный сарай, вследствие устойчивости его катков, которые прикреплены к раме и поэтому не могут изменять своего положения, т. е. не выскальзывают из-под полозьев, как это часто бывает с простыми катками. Однако, применение шлюзов соединено и с некоторыми крупными неудобствами. Так, в случае внезапного изменения качества дороги, при переходе мороза в оттепель и т. п.- иногда бывает необходимо быстро переставить пожарные снаряды с летних ходов на зимние и обратно, а при употреблении шлюзов это производится гораздо медленнее, чем при простых катках. Другое неудобство шлюзов заключается в их дороговизне. В виду указанных причин, к этому снаряду прибегают довольно редко, и в большинстве пожарных команд для вытаскиванья зимнего обоза употребляются простые катки.

 

ходы пожарного обоза


Из большего числа пожарных паровых машин, которые нам приходилось осматривать, мы имели случай видеть лишь одну, поставленную на полозья, а именно - паровую машину пожарной команды графа А. Д. Шереметева.

 

 

2 из 2
страница

В начало

Закрыть