Пожар "Андарас" Сан-Пауло, 1972 - история

 

В феврале 1974 г. известие о катастрофическом пожаре в высотном здании бразильского города Сан-Паулу буквально потрясло мир. Кажется, не было на земном шаре ни одной газеты, которая не уделила бы внимания одному из самых ужасных пожаров XX в.

 

Но как бы пресса ни сгущала краски, описывая этот пожар, они меркнут перед документальной точностью кинокамеры, запечатлевшей трагические минуты гибели людей объятом огнем здании. Хотя этот небольшой фильм, снятый операторами во время пожара, до предела сух и лаконичен, в его беспристрастных кадрах заложена потрясающая сила, невольно заставляющая любого, даже самого много испытавшего в жизни зрителя мучительно переживать за тех, кто гибнет в огне. Но не только переживать, но и глубоко задуматься о причинах разразившейся катастрофы и виновниках массовой гибели людей.

 

Достоверность происходящего на экране еще и еще раз напоминает, что современные здания должны быть не только высокими, красивыми и удобными, но и абсолютно безопасными для людей. Такой вывод напрашивается после просмотра кинофильма.


Сначала на экране возникает величественная панорама Сан- Паулу, многомиллионного города, промышленного центра. Впечатляет деловой центр Сан-Паулу, в котором сконцентрированы правления международных компаний, торговые фирмы, банки, офисы, гостиницы, магазины и просто доходные дома. Неподвижно застывшими айсбергами высятся многоэтажных громад из бетона, металла и стекла, шедевры строительной и инженерной мысли. Стиснутые со всех сторон другими здешними домами, нанизывая бесчисленную цепь этажей, устремились ввысь под облака. Бесполезно в этом каменном царстве искать свободные от застройки пространства, зелень парков, садов, бульваров. Земля здесь баснословно дорога и застроен каждый ее свободный клочок. Объектив кинокамеры, пробежав по веренице сверкающих окон белоснежных многоэтажных домов, фиксирует внимание зрителя на мрачной громаде- черном скелете сгоревшего здания. Пустые глазницы окон, темные провалы дверей, обрушивший лестницы, крошево бетона, искореженные металл и конструкции, покрытые копотью стены, изуродованная крыша, опустошенные огнем помещения. Безысходностью и отчаяннее веет от сгоревшего здания, в котором совсем недавно кипела еловая жизнь, слышались смех и шутки. Огонь не пощадил ни здания, ни людей.

 

Многоэтажное здание, носившее имя «Жоэльма», выполненное из железобетонных конструкций, оно остояло из двух асимметричных блоков, которые по центру соединялись между собой шахтами для четырех лифтов и лестничной клеткой. В здании размещались главная контора одного из крупных банков, юридические и коммерческие компании. Через два года после торжественного акта ввода в эксплуатацию пожар превратил новое здание, в руины.

 

Кадры, фиксирующие последствия пожара, сменяются показом трагических часов огненного ада утром 1 февраля 1974 г. Аспидно-черные извивающиеся космы дыма, зловещие багровотемные языки пламени вулканом выбиваются из окон и с балконов сразу на нескольких этажах. Сквозь клубы дыма можно ориентировочно определить, что огонь бушует уже на семи этажах — с 11 -го по 17-й.

 

 

 

По характерному цвету дыма и темно-багровой окраске языков пламени можно предположить, что горит по меньшей мере склад химических материалов, а не административное здание с его традиционной «начинкой» — канцелярской мебелью и бумагами. Но первое впечатление обманчиво. Горят конторы и офисы, для отделки которых строители не пожалели современных полимерных материалов. Воспламенились синтетическое ковровое покрытие полов и мягкая мебель с поролоновым заполнением, выделяя при этом ядовитый дым.

 

Пожар, подобно неудержимой лавине, охватывает этаж за этажом. Выход вниз по лестнице отрезан огнем. Замерли лифты. Жгучее пламя, высокая температура (а она в зоне горения внутри помещений достигла 1000 градусов), едкий дым гонят людей вверх, на плоскую крышу, заставляют искать спасения снаружи здания, в таких местах, куда в нормальной обстановке человеку даже взглянуть страшно. Крошечными и зыбкими островками последнего прибежища людей остаются окутанные дымом маленькие балконы, тлеющие от жары подоконники, узкие выступы карнизов, на которых балансируют окруженные огнем жертвы пожара.

 

В окне 17-го этажа видна корчащаяся от жары человеческая фигура. Человек не выдерживает пытки огнем, бросается вниз. Это первый смертельный прыжок из объятого огнем здания. Его скоро повторят десятки людей, которые, подобно черным бескрылым птицам, устремятся вниз в последний полет. Священник в черной сутане осеняет крестом останки погибших, их увозят санитарные машины.

 

 

Пожар продолжает бесчинствовать. Уже крыша и верхняя часть здания с 12-го по 25-й этаж полностью объяты огнем. На какую-то долю секунды ветер относит в сторону клубы дыма и языки пламени, обнажая плоскую крышу высотного здания. Там, на крыше, видна тесно сжавшаяся большая группа людей. Последние, оставшиеся еще в живых, пытаются спастись здесь от огня. Через мгновение огонь и дым плотной завесой снова окутывают крышу, людей больше не видно, их поглотило огненное пекло.

 

Современное аутодафе, как и столетия назад, во времена публичного сожжения неугодных богу еретиков и «служителей дьявола», происходит на глазах многочисленных зрителей, остро переживающих перипетии катастрофы. Тысячи жителей Сан- Паулу, затаив дыхание, смотрят на горящее здание, на гибнущих людей, будучи не в силах оказать им помощь. На лицах стоящих внизу невыносимая скорбь, отчаяние, слезы, некоторые в ужасе закрывают глаза, обращаются к богу. Выкрикиваются гневные осуждения тем, по чьей вине произошла катастрофа.

 

Многие жители города, повинуясь чувству сострадания, спешат в больницы, чтобы отдать свою кровь пострадавшим. Другие из тысячной толпы свидетелей трагедии пытаются воздействовать на тех, кто находится вверху, криками и жестами уговаривая их не прыгать вниз. Какой-то молодой человек в течение нескольких часов держит в руках самодельный транспарант со словами: «Мужайтесь, мы с вами». Но сочувствие и солидарность многотысячной толпы не приносят облегчения тем, кто находится в огненном пекле.

 

Естественно, возникает вопрос: а службы безопасности города, что они сделали для предотвращения катастрофы? Какова их роль в борьбе с пожаром? Сан-Паулу — богатейший город Бразилии — располагает вполне современными службами скорой помощи, имеющими большой опыт борьбы с пожарами, и пожарные делают все от них зависящее, чтобы вызволить людей из беды. В борьбе с огнем участвует вся техника, которая есть в городе — автонасосы, автоцистерны, механические выдвижные лестницы, вертолеты, но потушить пожар, предотвратить катастрофу, спасти гибнущих людей они не в силах.

 

Механические лестницы, установленные на автомобилях, выдвигаются только на уровень 9—10-го этажей. Лестница внутри здания обрушилась в самом начале пожара, лифты вышли из строя. Пожарные с тяжелым вооружением вынуждены, подобно акробатам, подниматься вверх, используя легкие лестницы, окна и разрушенные огнем балконы. Ценой громадных усилий им удается спасти часть людей. На верху здания бушует вихрь огня и зловеще, как черный парус, развевается по ветру туча дыма. Пробиться туда нет никакой возможности. Для спасения людей пытаются использовать вертолеты. В их кабины укладываются мотки веревок, которые надо сбросить на крышу. Выполнить это над горящим зданием чрезвычайно трудно. Конвективные потоки нагретого воздуха отбрасывают вертолеты, как игрушки.

 

И все же вновь и вновь предпринимаются попытки вплотную приблизить вертолеты к окутанной дымом и огнем крыше здания. Но все усилия пилотов заканчиваются безрезультатно.

 

Только в конце пожара, когда рассеялось дымное облако, и огонь потерял разрушительную силу, на крышу здания проникли пожарные. Они увидели крошево бетонных плит, деформировавшуюся металлическую арматуру и останки погибших людей.

 

Но все же на крыше часть людей уцелела. Спасаясь от наступающей лавины огня и дыма, на крыше двух блоков здания в начале пожара нашли убежище 170 человек в надежде, что их снимут оттуда с помощью вертолетов. На несколько меньшей крыше южного блока здания искало спасения примерно 60 человек, все они погибли от высокой температуры и дыма. Та же участь постигла и 30 человек, находившихся на открытой части крыши северного блока здания «Жоэльма». Но 80 человек, укрывшихся под асбестоцементной конструкцией крыши, остались живы, хотя большинство из них получило ожоги и отравления дымом. Их спасли после ликвидации пожара с помощью вертолетов.