Правовой документ

Заключение6822-АХ/Д26и от 6 марта 2020 г.

Авторы:

Минэкономразвития

Выходные данные:

6822-АХ/Д26и от 6 марта 2020 г.

Описание:

Я откровенно говоря не верил в публичные обсуждения нормативных правовых актов. Но в это заключение вошли две мои формулировки - про индивидуальных предпринимателей и про классификаторы видов деятельности, которые я оставлял на сайте. Правда, их же я отправлял "тайно" от имени ОПОРы России, и в заключение они попали скорее всего оттуда. Поэтому некоторый скепсис всё же остался. В любом случае пока - реформирование лицензирования деятельности в области пожарной безопасности приостановлено.

 

 


Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318 (далее – Правила), рассмотрело проект федерального закона «О внесении изменений ‎в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности в области пожарной безопасности» (далее – проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения МЧС России (далее – разработчик), и сообщает следующее.

 

 

Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.

 

 

В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее – сводный отчет) проект акта разработан на основании указания Президента Российской Федерации от 17 сентября 2019 г. № Пр-1844.

 

 

Согласно пункту 1.6 сводного отчета целью проекта акта является внесение изменений в Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности) путем установления особенностей лицензирования деятельности в области пожарной безопасности и сокращения видов деятельности, лицензирование которых отнесено к компетенции МЧС России, с двух до одного, ‎а также внесение изменений в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ ‎«О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон о пожарной безопасности), предусматривающих предоставление лицензий на деятельность по обеспечению пожарной безопасности сроком на 5 лет, введение уведомительного порядка извещения лицензирующего органа о проводимых работах и услугах, установление требований к соискателю лицензии в части размера уставного капитала – 150 тысяч рублей, наделение лицензирующего органа полномочиями по приостановлению действий лицензий в случае неоднократного или грубого нарушения лицензионных требований.

 


Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/09-19/00095425).

 


Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 15 октября по 12 декабря 2020 года.

 


По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9–23 Правил, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 14 по 21 февраля 2020 г., по итогам проведения которых в Минэкономразвития России поступили позиции ‎АО «Алюминий Металлург Рус», АО ХК «СДС-Уголь», ПАО «ТАГМЕТ», ‎не содержащие замечаний и предложений в отношении проекта акта, а также позиции Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Комитета РСПП по промышленной безопасности, Национального объединения изыскателей и проектировщиков НОПРИЗ, Ассоциации «Инженер-Изыскатель», Ассоциации «Объединение ГрадСтройПроект», Ассоциации СРО «Нефтегазпроект-Альянс», Ассоциации «Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности», АСРО «РОАП «СОЮЗ», СРО «Родос», СРО ПРААП, СРО Союз «СПБ», СРОС МОПЭ, АО «Антипинский НПЗ», АО «Гипровостокнефть», АО «Зарубежнефть», ‎АО «ТАИФ-НК», ПАО «ГМК «Норильский никель», ПАО «Мечел», ‎ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Сургутнефтегаз», ПАО «Татнефть», ПАО НК «Русснефть», ООО «СИБУР», ООО «СПК «СИСТЕМА», содержащие замечания ‎и предложенияв отношении проектируемого регулирования, частично учтенные ‎в рамках подготовки настоящего заключения, а также отраженные в справке
‎о проведении публичных консультаций (прилагается) и рекомендуемые для ознакомления разработчиком в целях их возможного учета при доработке проекта акта.

 

По результатам рассмотрения проекта акта, сводного отчета, с учетом представленной участниками публичных консультаций информации Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта, а также рисков принятия предлагаемого им регулирования.

 

 


1. Статьей 1 проекта акта проектируются изменения в Федеральный закон  ‎о лицензировании отдельных видов деятельности, в соответствии с которыми предусматривается необходимость лицензирования деятельности в области пожарной безопасности. Одновременно пунктом 1 статьи 2 проекта акта устанавливается определение деятельности в области пожарной безопасности, под которой понимается выполнение работ и оказание услуг в целях реализации требований пожарной безопасности, в том числе предупреждение и тушение пожаров. Кроме того, пунктом 3 статьи 2 проекта акта предлагается новая редакция статьи 24 Федерального закона о пожарной безопасности, содержащая перечень ‎из 18 видов работ и услуг в области пожарной безопасности.

 


Исходя из толкования проектируемых положений в их системной взаимосвязи, лицензированию подлежат работы и услуги в области пожарной безопасности, перечень которых устанавливается новой редакцией статьи 24 Федерального закона о пожарной безопасности.

 


Вместе с тем пунктом 4 статьи 2 проекта акта Федеральный закон в области пожарной безопасности дополняется статьей 241, в соответствии с которой лицензированию подлежат следующие работы и услуги:

 


тушение пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах ‎и объектах инфраструктуры (за исключением подразделений федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности и добровольной пожарной охраны);

 


монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в том числе огнезащиты материалов, изделий ‎и конструкций, заполнений проемов в противопожарных преградах, первичных средств пожаротушения, систем (элементов систем) пожаротушения, пожарной ‎и охранно-пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, противодымной вентиляции, оповещения и эвакуации при пожаре, в том числе ‎в фотолюминесцентном исполнении, противопожарных занавесов и завес, включая их диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

 


проектирование средств обеспечения пожарной безопасности зданий ‎и сооружений, введенных в эксплуатацию, а также проектная документация на которые, в соответствии с законодательством Российской Федерации ‎о градостроительной деятельности, не подлежит экспертизе.

 


Согласно положениям проектируемой статьи 241 лицензированию подлежат только три вида работ и услуг в области пожарной безопасности, два из которых (деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры и деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий ‎и сооружений) в настоящее время подлежат лицензированию в соответствии  ‎с пунктами 14 и 15 части 1 статьи 12 действующей редакции Федерального закона  ‎о лицензировании отдельных видов деятельности.

 


Кроме того, частью 3 проектируемой статьи 241 Федерального закона ‎о пожарной безопасности предусмотрено, что исчерпывающий перечень оказываемых услуг и выполняемых работ, составляющих лицензируемый вид деятельности, устанавливается положением о лицензировании деятельности ‎в области пожарной безопасности, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

 


Таким образом, из положений проекта акта представляется недостаточно четко определенным, какие работы и услуги в области пожарной безопасности подлежат лицензированию, что приводит к выводу о неопределенности указанных положений проекта акта и необходимости доработки проекта акта в указанной части.

 

 


Учитывая вышеизложенное, считаем целесообразным установить конкретные виды работ и услуг в области пожарной безопасности, подлежащие лицензированию в Федеральном законе о лицензировании отдельных видов деятельности.


 

 

 


2. Согласно сопроводительным материалам проектируемое регулирование направлено на решение проблемы, обозначенной в пункте 3.2 сводного отчета, согласно которому за последние 5 лет на территории Российской Федерации произошло около двух тысяч пожаров, при которых автоматические системы противопожарной защиты были неисправны, выключены или не выполнили свою задачу по причине неправильного проектирования или монтажа.

 

 

В отношении ошибок, возникающих при осуществлении монтажа средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, считаем целесообразным отметить следующее. В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в настоящее время уже подлежит лицензированию.

 

 

Проектируемой статьей 241 Федерального закона ‎о пожарной безопасности устанавливается, что лицензированию будет подлежать монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в том числе огнезащиты материалов, изделий и конструкций, заполнений проемов в противопожарных преградах, первичных средств пожаротушения, систем (элементов систем) пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, противодымной вентиляции, оповещения и эвакуации при пожаре, в том числе ‎в фотолюминесцентном исполнении, противопожарных занавесов и завес, включая их диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

 


В результате проектируемых изменений уточняется вид работ, подлежащих лицензированию, в то время как деятельность по своей сути остается неизменной. Поскольку проектом акта не меняются лицензионные требования (например, квалификационные требования к лицам, осуществляющим монтаж) или правила осуществления указанных работ, то проектируемые изменения приведут ‎к формальной необходимости переоформления ранее выданных лицензий, при этом из представленных разработчиком данных невозможно сделать вывод о повышении уровня пожарной безопасности вследствие принятия проекта акта.

 

 


Дополнительно обращаем внимание, что разработчиком не представлена информация о возможности использования альтернативных способов правового регулирования, а также об отрицательных и положительных последствиях ‎их установления. Вместо этого для решения проблемы, обозначенной в пункте 1.4 сводного отчета, проектом акта предусматривается механизм лицензирования, который в настоящее время уже применяется и, по мнению разработчика, показывает свою неэффективность.


 

 


В отношении ошибок, возникающих при проектировании систем обеспечения пожарной безопасности, считаем целесообразным отметить следующее. Проектом акта устанавливается новый вид работ и услуг в области пожарной безопасности, подлежащий лицензированию, – деятельность по проектированию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, введенных ‎в эксплуатацию, а также проектная документация на которые в соответствии ‎с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности не подлежит экспертизе.

 


Частями 2, 3, 3.1 и 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) установлены объекты, проектная документация ‎на которые не подлежит экспертизе. К таким объектам относятся, например, объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома, отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1 500 квадратных метров ‎и которые не предназначены для проживания граждан ‎и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 ГрК РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

 


В пункте 3.3 сводного отчета разработчиком представлена информация ‎о возникновении чрезвычайных ситуаций в ТРЦ «Зимняя вишня», бизнес-центре «Бажов», АО «Первая образцовая типография», ОАО «Нижневартовское нефтеперерабатывающее предприятие» и на Московском нефтеперерабатывающем заводе в Капотне, то есть разработчиком представлена информация в отношении объектов, проектная документация на которые в соответствии с ГрК РФ подлежит экспертизе. Иными словами, сопроводительные материалы содержат информацию о возникновении чрезвычайных ситуаций на одной категории объектов, в то время как проектом акта предполагается регулировать вопросы лицензирования деятельности, осуществляемой в отношении другой категории объектов. В этой связи представляется не совсем очевидным, каким образом проектируемое регулирование будет способствовать решению проблемы недостаточной защищенности объектов торговли, производственных и иных объектов капитального строительства, проектная документация на которые проходила экспертизу ‎в установленном порядке, что свидетельствует о недостаточном обосновании необходимости разработки проекта акта в представленной редакции.

 


Таким образом, необходимость лицензирования деятельности ‎по проектированию средств обеспечения пожарной безопасности зданий ‎и сооружений, введенных в эксплуатацию, а также проектная документация ‎на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации ‎о градостроительной деятельности не подлежит экспертизе, требует дополнительного обоснования и обсуждения.

 


Более того, установление требования по лицензированию проектирования систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, введенных ‎в эксплуатацию, а также проектная документация на которые в соответствии ‎с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности ‎не подлежит экспертизе, может привести к росту стоимости услуг ‎по проектированию противопожарных систем на указанных объектах. Увеличение стоимости услуг по проектированию противопожарных систем может стать демотивирующим фактором для собственников указанных объектов, планировавших добровольно за собственный счет повысить уровень пожарной безопасности объектов путем установления средств обеспечения противопожарной безопасности.

 


В отношении объектов, перечисленных в пункте 3.3 сводного отчета, считаем целесообразным отметить следующее. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее – Постановление Правительства Российской Федерации № 87) установлен состав разделов проектной документации на объекты капитального строительства производственного ‎и непроизводственного назначения и требования к содержанию этих разделов.
Согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации № 87 проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 10–32 указанного постановления.

 


Так, раздел 3 «Архитектурные решения» должен содержать обоснование проектных решений и мероприятий, обеспечивающих пожарную безопасность; раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения» должен содержать обоснование проектных решений и мероприятий, обеспечивающих пожарную безопасность; раздел 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» должен содержать сведения ‎о расчетном (проектном) расходе воды на хозяйственно-питьевые нужды, в том числе на автоматическое пожаротушение; в разделе 9 «Мероприятия ‎по обеспечению пожарной безопасности» должны содержаться все мероприятия, расчеты и проектные решения по организации пожарной безопасности для выполнения обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами; раздел 10 «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов» должен содержать обоснование принятых конструктивных, объемно-планировочных и иных технических решений, обеспечивающих эвакуацию из указанных объектов в случае пожара или стихийного бедствия; раздел 10(1) «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов» должен содержать описание схемы прокладки наружного противопожарного водопровода.

 


Таким образом, работы по проектированию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, введенных в эксплуатацию, осуществлялись ‎в соответствии с установленными требованиями пожарной безопасности.

 

 


3. Проект акта содержит положения, приводящие к возникновению дополнительных расходов субъектов предпринимательской деятельности.

 


3.1 Пунктом 2 статьи 3 проекта акта предусматривается, что лицензии, предоставленные до дня вступления в силу проекта акта, подлежат переоформлению ‎до 1 января 2022 г. при условии соблюдения лицензионных требований.

 


В соответствии с пояснительной запиской к проекту акта в настоящее время ‎в Российской Федерации функционируют 46 742 организации, имеющие лицензии ‎на осуществление деятельности, предусмотренной пунктами 14 и 15 части 1 статьи 12 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности. Согласно абзацу четвертому подпункта 92 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации размер пошлины, взимаемой за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу составляет 750 рублей. Таким образом, дополнительные расходы субъектов предпринимательской деятельности, необходимые на переоформление лицензий всех действующих лицензиатов, может составить 35 056 500 рублей.

 


3.2 Частью 2 проектируемой статьи 241 Федерального закона о пожарной безопасности устанавливается, что лицензия выдается сроком на пять лет. Данное положение подразумевает необходимость переоформления лицензии по истечении срока ее действия. Вместе с тем переоформление лицензии сопряжено с необходимостью подготовки комплекта документов, а также с уплатой государственной пошлины.

 


В этой связи установление требований, содержащих риск возникновения дополнительных расходов субъектов предпринимательской деятельности, нуждается ‎в дополнительном обосновании и обсуждении.

 


3.3. Согласно пояснительной записке к проекту акта после трагедии, произошедшей в г. Кемерово, сотрудниками МЧС России в рамках реализации поручения Правительства Российской Федерации от 28 марта 2018 г. № ДМ-П4-1776 проведены проверки торговых комплексов и иных объектов с массовым пребыванием людей, в результате которых выявлено более 11,5 тысяч объектов с отсутствием или неисправностью систем и средств противопожарной защиты, а общее количество выявленных нарушений превысило ‎38 тысяч. За 2019 год только в образовательных организациях надзорными органами ‎МЧС России выявлено более 1,5 тысяч объектов, на которых установлены нарушения в работе автоматических систем пожарной сигнализации и оповещения ‎о пожаре, и свыше 400 нарушений, связанных с неисправностью систем противопожарного водоснабжения. Вместе с тем разработчиком не приведен анализ выявленных нарушений с указанием количества нарушений, произошедших вследствие нарушения правил монтажа, а также количества нарушений, произошедших по причине некачественного или неисправного оборудования.

 


Таким образом, провести анализ представленных данных в целях выявления причин выявленных нарушений не представляется возможным. Так, остается неясным, какое количество нарушений возникло вследствие некачественной продукции (некачественных комплектующих), используемой при монтаже систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а какое количество нарушений возникло вследствие некачественного монтажа систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

 


Учитывая изложенное, представленные разработчиком статистические данные ‎не отвечают на вопрос, какие имеющиеся практические проблемы при обеспечении пожарной безопасности приводят к неисправностям систем и средств противопожарной защиты на объектах массового пребывания людей и как эти данные связаны с предусмотренными проектом акта вопросами лицензирования выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности.

 

 

 


4. Проектируемой статьей 242 Федерального закона о пожарной безопасности устанавливается порядок предоставления юридическим лицам лицензии на осуществление деятельности в области пожарной безопасности. Вместе с тем частями 5 и 6 статьи 3 действующей редакции Федерального закона ‎о лицензировании отдельных видов деятельности предусмотрено, что соискателем лицензии и лицензиатом может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель.

 


Разработчиком не представлена информация, подтверждающая более высокое качество выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности юридическими лицами по сравнению с индивидуальными предпринимателями ‎и обосновывающая необходимость ограничения круга потенциальных лицензиатов исключительно юридическими лицами.

 

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона ‎о лицензировании отдельных видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются лицензионные требования, соответствие соискателя лицензии которым устанавливается лицензирующим органом при принятии решения о предоставлении лицензии. Поскольку лицензионные требования направлены на обеспечение достижения целей лицензирования, соответствие лицензиата лицензионным требованиям свидетельствует о способности лицензиата (как юридического лица, так и индивидуального предпринимателя) качественно выполнять работы ‎и оказывать услуги.

 


Таким образом, индивидуальные предприниматели необоснованно исключены ‎из числа субъектов, которые могут получить лицензию на осуществление деятельности в области пожарной безопасности.


 

 

 

 


5. Частью 2 проектируемой статьи 246 Федерального закона о пожарной безопасности устанавливается обязательное требование к юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области пожарной безопасности, в соответствии ‎с которым деятельность в области пожарной безопасности должна являться основным видом экономической деятельности.

 


5.1. В соответствии с пунктом «п» части 1 статьи 5 Федерального закона ‎от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц ‎и индивидуальных предпринимателей» в единый государственный реестр юридических лиц включаются сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст (далее – Общероссийский классификатор). Коду 84.25.1 Общероссийского классификатора соответствует деятельность по обеспечению пожарной безопасности, ‎а не предусмотренная проектом акта деятельность в области пожарной безопасности. Таким образом, учитывая необходимость юридических лиц предоставлять сведения об осуществляемых видах деятельности в соответствии ‎с кодами Общероссийского классификатора, установление деятельности в области пожарной безопасности, не предусмотренной Общероссийским классификатором, ‎в качестве основного вида экономической деятельности юридического лица представляется формально неисполнимым требованием.


 

 


5.2. Участники публичных консультаций обращают внимание на то, что ‎в настоящее время отдельные юридические лица, основной вид деятельности которых не связан с деятельностью по обеспечению пожарной безопасности (например, нефтеперерабатывающие, газодобывающие организации), имеют лицензии на деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, ‎на производственных объектах и объектах инфраструктуры. Так, на многих крупных производственных объектах создаются и функционируют отдельные структурные подразделения, осуществляющие функции по обеспечению пожарной безопасности. Кроме того, указанные юридические лица имеют лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию и ремонту средств пожарной безопасности, в штате состоят сотрудники, осуществляющие вышеперечисленные виды деятельности.

 


Осуществление лицензируемой деятельности в области пожарной безопасности непосредственно на предприятии может быть связано с удаленностью охраняемых объектов от мест размещений подразделений Государственной противопожарной службы и, соответственно, с необходимостью обеспечения оперативного реагирования пожарных подразделений предприятия в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

 


В целях исполнения проектируемого требования указанные юридические лица будут вынуждены создавать отдельные самостоятельные юридические лица (что подразумевает необходимость выделения минимального уставного капитала ‎и уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации) либо заключать договоры ‎на оказание работ и услуг в области пожарной безопасности с уже существующими сторонними юридическими лицами или договорными подразделениями федеральной противопожарной службы.

 


Таким образом, проектируемое регулирование влечет риск возникновения дополнительных расходов субъектов предпринимательской деятельности ‎и нуждается в дополнительном обсуждении.

 

 


6. Частью 4 проектируемой статьи 246 Федерального закона о пожарной безопасности установлено, что при осуществлении государственного контроля ‎за деятельностью лицензиатов в области пожарной безопасности не применяется ‎риск-ориентированный подход.

 


Вместе с тем согласно части 1 статьи 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) ‎и муниципального контроля» риск-ориентированный подход может применяться ‎в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности деятельности органов государственного контроля.

 


Учитывая, что проектом акта устанавливается пятилетний срок действия лицензии, неприменение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля за лицензируемым видом деятельности требует дополнительного обоснования и обсуждения.

 


Вместе с тем разработчиком не представлена информация, обосновывающая необходимость и целесообразность установления указанной особенности лицензионного контроля в отношении деятельности в области пожарной безопасности.

 


Таким образом, установление положения о неприменении риск-ориентированного подхода при осуществлении лицензионного контроля представляется необоснованным.

 

 


7. Проектируемой статьей 244 Федерального закона о пожарной безопасности устанавливается порядок приостановления действия и аннулирования лицензии. Так, частью 1 указанной проектируемой статьи предусмотрено, что приостановление действия лицензии за не являющиеся грубыми неоднократные нарушения лицензионных требований не допускается без предварительных предостережений лицензиата и без предоставления ему времени для устранения нарушений.

 


Вместе с тем проект акта не определяет порядок и сроки направления предварительного предостережения, что в отсутствии положения о лицензировании может привести к злоупотреблениям со стороны лицензирующего органа.

 

 


8. Часть 4 проектируемой статьи 241 определяет перечень полномочий, которые осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности (далее – федеральный орган исполнительной власти), при лицензировании деятельности ‎в области пожарной безопасности. В соответствии с проектируемым положением федеральный орган исполнительной власти среди прочего осуществляет полномочия по приостановлению лицензии и возобновлению действия лицензии ‎и по обращению в суд с заявлением о приостановлении действия лицензии либо ‎об аннулировании лицензии, то есть проектом акта предусмотрена возможность приостановления лицензии как в судебном, так и в административном порядке. Одновременно проектируемой статьей 244 устанавливается порядок приостановления действия и аннулирования лицензии, согласно которому приостановление лицензии осуществляется руководителем лицензирующего органа, выдавшего лицензию (административный порядок приостановления лицензии), ‎а аннулирование лицензии происходит по решению суда в случае обращения лицензирующего органа в суд с заявлением об аннулировании лицензии (судебный порядок аннулирования лицензии).

 


В то же время проектируемой статьей 244 не определен механизм приостановления лицензии в судебном порядке (не установлен порядок и случаи, при которых лицензирующий орган обращается в суд с заявлением ‎о приостановлении лицензии), что создает неопределенность в отношении субъекта, уполномоченного на осуществление приостановления лицензии.

 

 


9. Дополнительно обращаем внимание на необходимость доработки пункта 1.6 сводного отчета, которым среди прочего указывается, что к целям принятия проекта акта можно отнести введение уведомительного порядка извещения лицензирующего органа о проводимых работах и услугах, установление требований к соискателю лицензии в части размера уставного капитала – 150 тысяч рублей. Вместе с тем ‎по итогам рассмотрения проекта акта может быть сделан вывод, что соответствующие положения в представленной редакции проекта акта отсутствуют. Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

 

 


На основе проведения оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.

 

Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком не обоснованы, в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических  ‎и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.