Правовая норма (норма права)

В среде и пожарных специалистов, и юристов нет единого мнения о природе "требования пожарной безопасности". Кто-то считает - что требование пожарной безопасности - это правовая норма), кто-то убежден, что эта норма техническая.

 

В группе специалистов по пожарной безопасности проводился опрос на эту тему, и коллеги выразили совершенно разные мнения. 

 

 

Поэтому в реферативной работе по классическому учебнику "Теория государства и права" предпринята попытка разобраться с понятием правовой нормы и тем, как она связана с понятием "требование пожарной безопасности".



 

Определение

Источник

установленное или санкицонированное государством правило поведения, охраняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения

Бережнов А.Г., Воротилин Е.А., Кененов А.А. и др. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: "Зерцало", под ред. Марченко М.Н.. - 2004 г.

 



Выделяют несколько признаков, по которым можно определить правовую норму.



первый признак

ОБЩИЙ ХАРАКТЕР


 

 

В отличие от команд, велений, распоряжений по конкретным вопросам норма рассчитана на регулирование не единичного, отдельного отношения, а вида общественных отношений; правовая норма продолжает действовать после реализации в индивидуальных отношениях и в поведении конкретных людей. Всякая норма - результат обобщения типических и видовых качеств общественных отношений (родственные отношения, отношения обмена или купли-продажи, отношения власти и подчинения, отношения собственности или аренды и т.п.), участников этих отношений (граждане, объединения лиц, иностранцы, государственные органы, должностные лица и т.п.), действий и событий, влекущих правовые последствия (дарение, купля, кража, вступление в брак, назначение на должность, гибель имущества и т.п.), объектов права (виды имущества и т.п.).

 

По данному признаку требования пожарной безопасности относятся к правовым нормам, так как безусловно регулируют не единичные, а общий тип отношения.

 

Например, после реализации правила, указанного  в пункте 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, о том, что без прохождения обучения мерам пожарной безопасности  работодатель не может допускать работника до работы, с одним работником, действие этой нормы не прекращается и распространяется на других работников в данной организации. Данная норма результат обобщенный характер типического качества отношения между работником и работодателем.

 

 

 


второй признак

АДРЕСАТ НОРМЫ


 

 

Правовая норма адресована кругу лиц, определенных видовыми признаками (граждане, родители, супруги, налоговая инспекция, судебный пристав и т.д.). В отличие от распоряжения, адресованного точно обозначенным лицам и действующего до его исполнения (распоряжение о строительстве здания, о проведении этой осенью прививок против гриппа и дифтерии, о передаче точно определенного имущества, о выплате премии, об увольнении и т.п.), правовая норма не исчерпывается исполнением.

 

Требования пожарной безопасности, без сомнения, адресованы не кому-то отдельно, а именно кругу лиц: граждане, руководители организаций. Это позволяет отнести требования пожарной безопасности к правовым нормам.

 

 

 


третий признак

ОБРАЩЕННОСТЬ В БУДУЩЕЕ


 

 

Правовая норма обращена в будущее в том смысле, что рассчитана не только на данный, наличный случай (отношение), а на вид, неограниченное число определенных в общей форме случаев и отношений (заключение договора, передача имущества, вступление в брак, рождение ребенка и т.п.) и реализуется каждый раз, когда возникают предусмотренные ею обстоятельства и ситуации.


Так, требование пожарной безопасности обеспечивать объекты защиты огнетушителями обращено в будущее - т.е. каждый раз, когда то или иное лицо вступает во владение тем или иным зданием оно обязано выполнять эту норму. Её выполнение на каком-то новом объекте защиты реализуется каждый раз, при возникновении факта владения тем или иным объектом защиты.

 

 


четвертый признак

ВОЛЕВОЙ ХАРАКЕР


 

 

 

Правовые нормы носят волевой (социально-волевой) характер. Во-первых, они адресованы свободной воле участников общественных отношений и имеют смысл лишь там, где у адресата нормы существует выбор вариантов поведения, во-вторых, направление этого выбора (содержание правила поведения) определяется государственной волей господствующих или влиятельных в данном обществе классов, сословий, социальных групп, партий, воздействующих на формирование и развитие права.

 

Тут, наиболее ярким примером, касающимся требований пожарной безопасности служит то, что происходит в наше время - с 2008 года и до сегодняшнего дня. Грандиозное наступление, которое часть общества, именующая себя "бизнесом" ведет на пожарную охрану требуя снижения и ослабления правил пожарной безопасности лучше всего выражается в диалоге некоего Олега Сироты и президента России Владимира Владимировича Путина. Посмотрим его, чтобы понять волевой характер требования пожарной безопасности как правовой нормы.


 

 

Воля государства, сформулированная пожарными специалистами в данном случае вступает в прямое противоречие с волей Олега Сироты, который то ли из жадности (жалко 13 000 000 (хотя мне представляется что эта сумму насколько завышена) то ли от незнания (не понимает, что сгорит его коровник за 11 миллионов вместе с коровами) пытается навязать свою волю главе государства. Что, как следует из слов "я с Вами согласен" на первом этапе получается.

 

Аналочно воле государства всеми силами противодействует и этот "директор". 

 

 

Его личной воле ну просто явно противно подчиняться воле государства, выраженной в правовой норме

 


пятый признак

СВЯЗЬ С ГОСУДАРСТВОМ


 

 

 

Правовые нормы устанавливаются или санкционируются компетентными органами государства. Правотворческая деятельность государства наиболее очевидна при преобладании таких источников права, как законы и другие нормативные акты, издаваемые государством. Но государство остается силой, творящей право, и при санкционировании не им созданных норм (обычаев, религиозных правил, правовых доктрин, договоров), которые становятся правом только и именно в результате придания им общеобязательной силы. Не менее важна роль государства и его органов в реализации ряда правовых норм и в охране всех норм права от нарушений. Известно, что в государственно-организованном обществе право принуждать принадлежит только специально управомоченным на то государственным органам и должностным лицам: "монополия принуждения" является одним из качеств, признаков государства, властно пресекающего самосуд или самоуправство. Все споры и конфликты, предполагающие применение силы, рассматриваются и решаются только государственными органами.

 

Как отмечено, нормы всегда предписывают участникам общественных отношений, которые могут поступать по-разному, требуемый, должный вариант. Этот вариант государство предписывает под угрозой государственного принуждения, применяемого для восстановления нарушенных прав (где это возможно) и (или) для наказания нарушителя обязанности, запрета. Весь смысл существования права - в поддержании определенного порядка, в предупреждении и решении индивидуальных и социальных конфликтов и споров, а также в упорядочении самого процесса государственного принуждения, применяемого в этих целях.

 

С точки зрения логики норм, связь права с государством наиболее непосредственно выражена в установлении мер государственного принуждения, применяемых к нарушителям правовых норм. С этим связано долженствование особого рода: правовые нормы отличны от нормативных суждений науки (фактических утверждений) тем, что представляют собой предписания, общеобязательные "модели поведения", а не констатацию наличных фактов. От фактического утверждения норма отличается функционально: "Основная задача нормы не в описании определенного поведения или результатов этого поведения, а в предписании поведения"

 

По пятому признаку требования пожарной безопасности являются правовой нормой, так как установлены государством и исходят от него, что следует из той части определения термина "требование пожарной безопасности", которая привязывает их к нормативным правовым актам и нормативным документам издаваемым государством.

 

 

 


шестой признак

ФОРМАЛЬНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА


 

 

Точное бесспорное обозначение обстоятельств, порождающих правовые последствия, определение самих этих последствий, качеств, присущих участникам правоотношений, и др. Формальная определенность правовых норм во многом зависит от системы источников (форм) права и присуща правовым системам в разной степени.

 

В процессе продолжающейся в юридической литературе дискуссии о понимании права взгляд на правовые нормы как на основное содержание права довольно резко критиковался как узконормативное нормативистское, позитивистское понимание, сводящее право к текстам закона, содержащим "приказы власти".

 

Нормативное понимание права критиковалось за отрыв текстов закона от практики их осуществления, за недостаточное внимание к нравственным основам права, к проблемам прав и свобод личности. Некоторые из этих упреков справедливы в том отношении, что изучение текстов нормативных актов в отрыве от правовых отношений, без учета особенностей общественного правосознания и правоприменительной практики, существенно препятствует подготовке обоснованных предложений о совершенствовании законодательства, а также системы гарантий укрепления законности и правопорядка.

 

Кроме того, взгляд на правовые нормы как на "приказы власти" порождал представление, что объем прав и свобод личности произвольно определяется государством, зависит от "милости властей", причем даже и закрепление законом прав граждан ограничивает их свободу, "хотя бы уже потому, что закрепляются именно такие, а не иные права, что именно этими, а не иными правами разрешается пользоваться. Кроме того, указываются возможности и характер пользования правами".


Однако критика взглядов на право только как на тексты закона, выражающие веления государственной власти, содержится и в трудах сторонников нормативного понимания права, большая часть которых видит в праве социальную реальность, существующую не только как нормы и тексты, но и как их отражение в сознании общества (право - сознание), и как реализация норм в отношениях между людьми (право - отношение), и как динамичная практика осуществления правовой системы в целом (право - порядок).

 

Спор идет о том, существует ли в правовой системе какое-либо ведущее, определяющее начало или все вообще правовые явления равнозначны, когда речь идет о праве.

 

 

В процессе дискуссии о понимании права именно по этой проблеме сформировались две основные позиции:

 

одни теоретики считают, что право состоит из норм, изложенных в законах и иных источниках права (нормативное, "узкое понимание права"),

 

другие включают в содержание права не только нормы, но и субъективные права, правосознание, практику реализации права, законность и правопорядок, другие правовые, а также моральные явления ("широкое понимание права").

 

Участники дискуссии обоснованно отмечали, что при сопоставлении взглядов сторонников "узкого" и "широкого" понимания права главным является "ответ на один важный вопрос - субординированы или только координированы включаемые ими в право разные элементы? Если субординированы, причем субординированы именно системой норм, тогда нет спора или остается всего лишь спор о словах: право - не только нормы; но все остальное, входящее в право, подчинено нормам и производно от них. Если же координированы и значит, что ни один из элементов не подчинен другому, то отсюда следует, что действие норм может быть парализовано субъективными правами, как и действие прав - нормами, что правосознание и мораль способны помочь не только формированию и применению закона, но и отказу от его действия независимо от воли законодателя*(972).

 

Отсюда с непреложностью следует возможность отказа от выполнения или применения любого из действующих законов под тем предлогом, что этот закон не соответствует чьим-то представлениям о содержании права, нравственности, правосознанию, судебной или иной практике и т.п.

 

На основе "широкого понимания права", считающего правом неопределенный круг общественных и индивидуальных явлений, имеющих прямое или косвенное отношение к праву или близкое к нему терминологическое обозначение, практически невозможно отличить правомерное поведение от неправомерного, юридически значимое от юридически безразличного, обязательное от необязательного и т.п.

 

Нормативная концепция права основана на представлении, что в праве нет ничего юридического, кроме определений юридических фактов и правовых состояний (включая статусы субъектов права), субъективных прав и обязанностей участников правоотношений, запретов и санкций за их нарушение - того, что составляет содержание правовых норм.

 

Для практики применения права или правотворчества в нашей стране, где основным источником (формой) права являются нормативные правовые акты, имеет первостепенное значение понятие о праве как о системе норм.

 

Объективно существующие связи юридически значимых элементов этой системы выражаются так называемой

 


"ЛОГИЧЕСКОЙ

СТРУКТУРОЙ

ПРАВОВОЙ

НОРМЫ"


 

В деонтологии (раздел этики, учение о морали и нравственности) различаются собственно 

 

содержание правовой нормы (правило поведения)

 

и

 

источник, императив, которым норма установлена и (или) охраняется от нарушений*(973).

 

В правоведении этому соответствует так называемая "трехчленная структура правовой нормы", согласно которой логическая структура правовой нормы включает

 

гипотезу

 

определение круга лиц, которым адресована норма, и жизненных обстоятельств, на которые она рассчитана,

 


диспозицию

 

определение предписываемого поведения

 


санкцию

 

описание меры принуждения, применяемые в случае нарушения диспозиции.

 

 


Структура правовой нормы существует объективно как неразрывная связь правила поведения (диспозиция) с условиями и пределами его реализации (гипотеза) и способом охраны от нарушений (санкция).


 

 


Формула "если - то - иначе" является применением к каждой из правовых норм общего правила, которое может быть выражено следующим образом: "находясь на территории государства (или: будучи гражданином государства), необходимо соблюдать законы этого государства; в противном случае государство применит к нарушителю правовых норм меры принуждения".

 

Конкретизация этого положения применительно к отдельным нормам дает возможность определить: кто и при каких условиях должен следовать норме, что именно нужно сделать для ее реализации, какими мерами государственного принуждения она охраняется от нарушения.

 


В структуре правовой нормы выражены специфические качества права, отличающие его от других социальных регуляторов.

 

Гипотеза определяет возможные, типичные и в случае спора доказуемые обстоятельства, при которых реализуется норма;

 

Гипотеза и диспозиция адресованы разуму и воле участников общественных отношений и рассчитаны на ситуации, когда возможен выбор различных вариантов поведения, и определяют (в диспозиции) тот вариант, который соответствует выраженной в праве государственной воле.

 

Санкция должна выражать способность государства принуждать к соблюдению нормы, пресекать ее нарушения, восстанавливать нарушенное право. Если гипотеза определяет пределы (объем) действия и применения нормы, а диспозиция - способ ее регулирующего воздействия на поведение людей и общественные отношения, то в санкции выражен способ охраны правовой нормы от нарушений.

 

 

 

 

Если рассматривать требование пожарной безопасности с точки зрения соответствия трехчленной структуре, и формуле:

 

"ЕСЛИ → ТО → ИНАЧЕ"



то, из установленного законом определения понятия требование пожарной безопасности следует, что сформулированное в правило поведения не относится к правовым нормам, так как в само требование пожарной безопасности, как УСЛОВИЕ, определяется формулой 



"ЕСЛИ → ТО"

 

где то, это опасное или безопасное состояние возникающее при выполнении того или иного, социального или технического условия ЕСЛИ.

 

поэтому, большинство правоведом не относят требования пожарной безопасности (как и санитарно-технические требования, правила дорожного движения и т.п.) к правовым нормам. Для них вводится понятие "техническая норма".  

 

В источнике 1 отмечается, что  для правоведов, широкой общественности страны большой интерес представляет изучение роли права в гуманизации труда, техники и технологии, экологической сферы, в обеспечении здоровых условий жизни человека.

 

Проблема эта весьма актуальна в связи с научно-техническим прогрессом, выдвинувшим многочисленные задачи обеспечения оптимального согласования возможностей человека с характеристиками современных и будущих технических систем, производственных технологий, с требованиями охраны природы и экологического благополучия. Поэтому приоритетное значение имеет проблема социальных критериев в оценке норм технического, технологического, экологического и т.д. характера, с которыми встречается и в условиях действия которых трудится и живет человек.


Понятие нормы имеет несколько значений.


Норма - это правило, предписание, образец, мерило.

 

Под нормой понимаются также установленная мера, количество, размер чего-либо.


Нормативная логика изучает такие основные типы норм, как "правила" (правила игры, логики, грамматики, этики и т.п.); "предписания" (право, законы, моральные принципы, приказы, распоряжения и т.д.); "технические нормы".

 

Понятие "техническая норма" в логическом смысле не совпадает с понятием "техническая норма" в производственно-технологическом смысле. В юридической литературе понятием "технические нормы" охватывают в ряде случаев все нормы, связанные с производством, характеристикой машин, аппаратов, производственных процессов. Иногда называются "технологические" и "другие нормы".

 

Отметим, что в природе, в промышленном и сельскохозяйственном производстве, в трудовых операциях, на транспорте, в строительстве, связи и т.д. действует множество норм. Большое число норм характеризует функционирование человека как биологического существа, объекта природы, а также норм, связанных с характером мер по обеспечению здоровья человека, оказанию ему медицинской и лекарственной помощи.

 

Осуществляя роль одного из стимуляторов научно-технического прогресса, право воздействует на него во многих отношениях и формах. К важнейшим из таких форм относится воздействие права на организацию управления производством как на его социально-экономическую, так и на организационно- техническую стороны. Воздействие направлено на повышение технического уровня производства, введение новых, эффективных технологий, повышение качества продукции, улучшение условий труда.

 


Это воздействие осуществляется путем закрепления в юридических актах научно-технических и технологических норм и правил, организационно-производственных норм труда, санитарно- гигиенических норм.

 


Научно-технические, технологические нормы, получившие положительную социальную оценку, в определенном порядке закрепляются в юридических актах и приобретают значение государственного стандарта.

 

Стандарт - это нормативная характеристика материала, его качества, утвержденная компетентным государственным органом и выраженная в юридическом акте.

 

Проблема стандартизации является одной из актуальных и важных в развитии хозяйственного потенциала страны, в обеспечении ее обороны, в расширении торговых связей с зарубежными государствами.

 

Каково отношение права и технических, технологических, строительных, экологических, санитарно-гигиенических и других норм?

 

В нашей литературе по этому вопросу были высказаны разные точки зрения. Утверждалось, например, что все действующие в обществе правила поведения, в том числе и технические нормы, всегда носят социальный характер. В обоснование этого мнения указывалось, что в отношении к неодушевленным предметам человек всегда проявляет свое отношение к обществу, что за нарушение технических норм следует определенная санкция. Авторами назывались "социально-технические", а также "технико-юридические" нормы. Социально-технические нормы характеризовались как вид социальных норм, при этом они не переставали быть техническими. Вместе с этим признавалось существование чисто технических норм, под которыми разумеются правила обращения людей с природными объектами и веществами, разными вещами, орудиями личного пользования, орудиями производства индивидуального характера.

 


По нашему мнению, закрепление технической, технологической, экологической, санитарно-гигиенической нормы в юридическом акте не изменяет ее природу, не делает техническую норму социальной. Конечно, это не отвергает социальную значимость или, так сказать, "социальную включенность" этой нормы. Человек не создает объективных свойств вещества. Эти свойства, физические, химические, являются природными. Человек открывает свойства веществ, закономерности, нормы, характерные для этих веществ, их взаимодействие друг с другом, дает им социальную оценку, т.е. признает их полезность, целесообразность и использует их. Нормы природы, техники, технологических процессов не превращаются в социальные, они остаются природными, техническими, даже становясь "социально охваченными".

 


Конечно, между людьми возникают отношения по поводу использования, соблюдения этих полезных, целесообразных технических, природных норм, других такого вида норм. Эти отношения регулируются социальными нормами, в том числе нормами права и морали.

 


Собственно социальные нормы отличаются от других видов норм, используемых людьми в обществе, способом формирования, содержанием, сферой действия, способами гарантирования.

 

Следует также подчеркнуть, что технические нормы в логическом смысле действуют в органической связи с разного вида социальными нормами, переплетаются друг с другом. О такой связи речь идет в правилах уличного движения, правилах пожарной безопасности и борьбы с пожарами.

 

Однако, тем не менее, не являясь правовой нормой требования пожарной безопасности могут являться ее составной частью, причем разной для разных участников отношений. 

 

Так, с точки зрения руководителей организации или граждан (гипотеза правовой нормы), соблюдение требований пожарной безопасности  является обязанностью (диспозиция правовой нормы), содержание а административное или уголовное наказание за невыполнение обязанностей  (санкцией правовой нормы), способом принуждения к соблюдению требований пожарной безопасности.

 

С точки зрения государственных органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, та же самая норма выступает в другом аспекте: гипотезой становится описание административного правонарушения, диспозицией - обязанность применить взыскание в установленных законом пределах и соответствующей процессуальной форме; способом же обеспечения этой обязанности (санкцией) является отмена незаконного и необоснованного постановления по делу об административном правонарушении, а также меры персональной ответственности должностных лиц, виновных в бездействии либо в неправильном применении закона.

 

Не стоит смущаться и тем, что правовая норма в данном случае изложена в разных источниках (разных нормативных правовых актах, разных документах). Круг лиц, обязанных выполнять требования может быть указан в одном источнике (например статье 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ) (гипотеза), диспозиция может быть изложена в ином документа (Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479), а санкция в статье 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Изложение одной правовой нормы в разных нормативных актах иногда обусловлено различием компетенции органов, определяющих разные части правовой нормы. В результате элементы одной нормы обычно размещаются в разных статьях нормативных актов, и, наоборот, одна статья может содержать части нескольких норм. 

 

Изложение одной правовой нормы в разных нормативных актах иногда обусловлено различием компетенции органов, определяющих разные части правовой нормы.


Поэтому:

 

- норма права не тождественна статье закона,

 

- структура последней может не совпадать со структурой правовой нормы.

 

 

Это определяется рядом обстоятельств.

 


В одной статье нормативного акта (и даже - в одном нормативном акте) не могут быть выражены в полном объеме все элементы, из которых состоит правовая норма.

 

При подготовке, принятии и издании нормативного акта правовой материал по правилам законодательной техники группируется таким образом, чтобы акт был компактен, а его предписания легковоспринимаемы.

 

 

 

Из изложенного можно сделать вывод о том, что требование пожарной безопасности не является правовой нормой, но может представлять собой ее гипотизу и (или) диспозицию.

 

 

 


реферат по учебнику М.Н. Марченко "Теория государства и права" подготовил:

инженер пожарной безопасности

П.Ю. Князев

 

Размещено: 28 сентября 2020 года

 

Все права на текст статьи принадлежат автору. Копирование, распространение, использование и иные действия, за исключением ознакомления на данной странице сайта ptm01.ru запрещены.

Разрешено: копировать ссылку (url) на данную страницу и направлять скопированную ссылку неограниченному кругу лиц.

В случае сомнений, руководствуйтесь правилом: всё, что не разрешено - запрещено