Письмо

Письмо ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 03 февраля 2021 года № ИГ-117-125-11-1 О телефонном номере вызова пожарной охраны

Дата:

3 февраля 2021 года

 

 

О рассмотрении запроса

 


Специалистами института рассмотрен Ваш запрос от 09 января 2021 года, в части разъяснения нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы вызова экстренных оперативных служб и телефонные номера приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях.

 


По существу, поставленных в обращении вопросов, направляем мнение специалистов института относительно смыслового содержания отдельных понятий и норм.

 


Мнение специалистов ФГБУ ВНИИПО МЧС России

 


Статьей 22 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях используются единый номер вызова экстренных оперативных служб «112» и телефонный номер приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях, назначаемый федеральным органом исполнительной власти в области связи.

 


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2011 №958 система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» является территориально-распределенной автоматизированной информационно-управляющей системой («Система-112»), создаваемой в границах субъекта РФ, и эксплуатируется одновременно несколькими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Необходимо отметить, что на данный момент единый номер спасения «112» работает не во всех регионах страны.

 


В соответствии с пунктом 32. Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 25 апреля 2017 г. № 205 «Об утверждении и введении в действие российской системы и плана нумерации», (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 июля 2017 г. регистрационный № 47401), для доступа абонентов и пользователей услугами фиксированной телефонной связи и услугами подвижной связи к экстренным оперативным службам на всей территории Российской Федерации используется единый номер «112», а также номер соответствующей экстренной службы «101» (вызов пожарной охраны).

 


Таким образом, в настоящий момент необходимо указывать тот номер телефона, который функционирует непосредственно в вашем городе (узнать это можно на сайте ГУ МЧС России по вашему субъекту).

 


С 1 января 2022 года вступает в силу Федеральный закон от 30.12.2020 № 488-ФЗ «Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (документ опубликован в Российской газете, № 1, 11.01.2021), в соответствии с которым правовое регулирование отношений в области обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также правовыми актами органов местного самоуправления.

 


В соответствии с ч.1 ст.52 федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» оператор связи обязан обеспечить возможность круглосуточного бесплатного для пользователя услугами связи вызова экстренных оперативных служб (пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, аварийной газовой службы и других служб, полный перечень которых определяется Правительством Российской Федерации). Бесплатный вызов экстренных оперативных служб должен быть обеспечен каждому пользователю услугами связи посредством набора единого номера вызова экстренных оперативных служб, а также установленных в соответствии с российской системой и планом нумерации номеров вызовов, соответствующих экстренных оперативных служб.

 


Кроме того, согласно ч.2 ст.34 федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане обязаны при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану. При этом в законе не регламентируется ни способ уведомления, ни телефон, по которому должно осуществляться уведомление пожарной охраны о пожаре.
Таким образом, анализ приведенных нормативных правовых актов позволяет сделать следующие выводы.

 


1. Использование телефона «01» для вызова пожарной охраны является законным, так как позволяет уведомлять пожарную охрану о возникновении пожара. При этом следует отметить, что вызвать пожарную охрану по телефону «01» можно, как правило, только со стационарного телефона по проводным линиям связи. В отдельных случаях некоторые модели «умных» смартфонов также позволяют автоматически дозвониться до пожарной службы при наборе «01».

 


2. В текстовой части планов эвакуации при пожаре, инструкциях о мерах пожарной безопасности, материалах противопожарной пропаганды и агитации следует указывать все телефоны, по которым можно дозвониться в пожарную охрану, в том числе «112». «101», «01» (только для стационарных телефонов) и иные телефоны корпоративных АТС, функционирующих в данной местности.

 


3. Указание телефона «01» на плане эвакуации не является нарушением требований пожарной безопасности, но при этом на плане должно быть уточнение о том, что по этому номеру можно вызвать пожарную охрану только со стационарного телефона.

 


4. Угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан обуславливается возможностью (опасностью) возникновения и развития пожара в здании, сооружении, а не номером телефона на плане эвакуации.

 

 

Подпись:

Начальник института Д. М. Гордиенко