Письмо

Письмо ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 01 октября 2019 года № 1653-1-29-11-2 О том, что пожарно-технический минимум (ПТМ) это повышение квалификации и таки лицензируется

Дата:

1 октября 2019 года

 

Рассмотрев по поручению руководства МЧС России Ваше обращение от 12.09.2019 № 34193968, поступившее на сайт МЧС России в электронной форме, направляю мнение специалистов института.

 

Мнение специалистов института

 


Рассмотрев по поручению руководства МЧС России Ваше обращение специалистами института подготовлено следующее мнение.

 


1. По вопросам № 1 и 3.

 


В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию в порядке, установленном Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1225) (далее - Положение).

 


Положением установлен перечень работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность по монтажу техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Перечень).
Согласно разъяснениям МЧС России (инф. письмо от 28.05.2018 №48-2644-19) для проведения проверок работоспособности систем противопожарной защиты зданий и сооружений в рамках вышеуказанной деятельности могут привлекаться организации, имеющие соответствующую лицензию МЧС России. Для проведения руководителем организации самостоятельной проверки работоспособности систем противопожарной защиты зданий и сооружений, в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме» (далее - Правила противопожарного режима), лицензия МЧС не требуется.

 


Статьей 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент) определено, что внутренний противопожарный водопровод и источники наружного противопожарного водоснабжения могут использоваться в качестве источников противопожарного водоснабжения, которые в свою очередь согласно Главе 14 настоящего Федерального закона входят в состав системы противопожарной защиты объекта.


2. По вопросам № 2 и 4.

 


По мнению специалистов института, для ежегодной перекатки пожарных рукавов в рамках исполнения пункта 57 Правил противопожарного режима лицензия на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не требуется. Также сообщаю, что услуга (работа) по проведению испытаний, ежегодных осмотров наружных пожарных лестниц и ограждений кровли в Перечне не представлена. Таким образом, для выполнения работ, изложенных в вопросе № 4 обращения, лицензия МЧС не требуется.

 

3. По вопросу № 5.

 

При выполнении правообладателем условий соответствия объекта защиты (указанного в обращении) требованиям пожарной безопасности, предусмотренных частью 3 статьи 6 Технического регламента, должностное лицо органа ГПН при проведении проверки и выявлении нарушений требований сводов правил, в предписании указывает ссылку на часть 3 статьи 6 Технического регламента, а также статьи Технического регламента, на основании которых разработаны указанные своды правил.
Для полноты информации также включаются ссылки на пункты сводов правил.
Кроме того, для объектов защиты, независимо от времени их проектирования и постройки, необходимо учитывать сведения, изложенные в декларации пожарной безопасности (если требуется ее разработка). То есть, независимо от года постройки, к объекту предъявляются требования пожарной безопасности, задекларированные собственником (или иным лицом, установленным требованиями приказа МЧС России от 24.02.2009 № 91).
При несоответствии объекта защиты декларации пожарной безопасности в предписании указываются ссылки на статью 64 Технического регламента и соответствующий пункт нормативного документа (свода правил), указанного в декларации.

 


4. По вопросу № 6.

 


В соответствии со статьями 5, 52 Технического регламента каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, составной частью которой является система противопожарной защиты, обеспечивающая защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара. При этом, одним из способов указанной защиты является устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре. Согласно пункту 2 части 2 статьи 53 Технического регламента для безопасной эвакуации людей должно быть обеспечено беспрепятственное их движение по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы.

В настоящее время требования пункта 36 Правил противопожарного режима запрещают загромождать эвакуационные пути и выходы, а также блокировать двери эвакуационных выходов в целях обеспечения свободной эвакуации людей и недопущения ухудшения условий эвакуации из соседних квартир.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с положениями статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Правил пользования жилыми помещениями (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 №25), пунктом 1.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утверждены постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170), а также Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491) при пользовании жилыми помещениями граждане обязаны выполнять требования пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности при эксплуатации жилых домов для руководителей организаций и граждан установлены в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации. Обязанности граждан и организаций по соблюдению требований пожарной безопасности установлены также в статьях 34 и 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69).


Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда на основании статьи 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором, а для приватизированных квартир ответственность за нарушение требований пожарной безопасности возлагается на собственников жилья.

Отношения, связанные с самовольной установкой дверей в общих поэтажных коридорах многоквартирного жилого дома, которые в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса и пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме не являются частью квартиры, а являются имуществом общего пользования проживающих в многоквартирном доме, или могут являться общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, рассматриваются, в первую очередь, как жилищные правоотношения. А препятствия, возникающие с самовольной установкой дверей и осложняющие выход из общих поэтажных коридоров многоквартирного жилого дома, могут являться нарушением жилищных прав, проживающих в многоквартирном доме по причине нарушения, связанного, в том числе, с нарушением требований пожарной безопасности.

В целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований, установленных в отношении жилищного фонда, использования и содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах осуществляется государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

На основании статьи 20 Жилищного кодекса государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а муниципальный жилищный контроль - уполномоченными органами местного самоуправления.

Порядок осуществления государственного жилищного надзора установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2013 № 493. При этом, предметом проверки является, в том числе, проверка соблюдения обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, содержанию общего имущества в многоквартирном доме.

Органы государственного жилищного надзора должны, в том числе обеспечить защиту прав и интересов собственников жилых помещений или тех, кто пользуется ими на законных основаниях.
Для организации эффективного взаимодействия с населением, на жилищный надзор в лице региональной жилищной инспекции возложены обязанности по ведению приема граждан, полному и своевременному рассмотрению поступающих обращений, принятию решения в установленные законом сроки.
Для решения проблемы, указанной в обращении Вам, необходимо обратиться в государственную жилищную инспекцию.

 

5. По вопросам № 7 и 8 (часть 1).

 

По мнению специалистов института, под специальными выносными устройствами оповещения, указанными в части 7 статьи 83 Технического регламента, следует понимать органы звуковой сигнализации и световой индикации приборов приемно-контрольных и управления пожарных, а также их компоненты, предназначенные для расширения или дублирования функций звуковой сигнализации и световой индикации данных приборов (выносные панели (блоки) индикации).
Учитывая изложенное, для реализации отдельных положений части 7 статьи 83 Технического регламента, озвученных заявителем в обращении необходимо руководствоваться пунктом 13.14.5 свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», а именно, организовать круглосуточное дежурство на защищаемом объекте защиты (помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, с установленными в нем приборами приемно-контрольными и управления пожарными или выносными устройствами световой индикации и звуковой сигнализации), либо в ином месте, при обеспечении раздельной передачи извещений о пожаре, неисправности, состоянии технических средств с объекта защиты в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, и обеспечении контроля каналов передачи извещений.

 


6. По вопросу № 8 (часть 2).

Согласно статьи 25 Федерального закона № 69, обучение мерам пожарной безопасности работников является дополнительным профессиональным образованием.

При этом, Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 №966, установлена необходимость наличия лицензии при осуществлении данного вида обучения.

Более подробная информация представлена в следующих документах: «Методические рекомендации по обучению в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности» (утв. Министром МЧС России 30.06.2014); «Доклады по результатам обобщения правоприменительной практики органов государственного надзора МЧС России с руководством по соблюдению обязательных требований за 2017 год» (утв. МЧС России 20.04.2018).

 

 

 



См. также по теме: 

 

 

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 10 июля 2009 года № КН-2854/-06-01 О том лицензируется ли деятельность по обучению ПТМ (пожарно-техническому минимму)

 

Письмо Минобрнауки от 02 сентября 2016 года № 06-ПС-МОН-30816 О том лицензируется ли деятельность по обучению ПТМ (пожарно-техническому минимуму)

 

Письмо МЧС России от 20 октября 2016 года № 19-2-4-4259 О том, что пожарно-технический минимум (ПТМ) не лицензируется

 

Письмо МЧС России от 13 февраля 2020 года № _19-16-260 О том, что пожарно-технический минимум (ПТМ) это повышение квалификации и подлежит лицензированию 

 

 

Подпись:

Начальник института Д.М. Гордиенко