Книга

Исхаков Х.И., Пахомов А.В. Каминский Я.Н. "Пожарная безопасность автомобиля"

Авторы:

Исхаков Х.И., Пахомов А.В. Каминский Я.Н.

Выходные данные:

Москва, "ТРАНСПОРТ", 1987 год

Описание:

В книге на основе изучения статистики пожаров автотранспортных средств рассмотрены принципы формирования пожарной безопасности, предложена классификация пожаров. Изложены причины загораний и особенности развития пожаров автотранспортных средств. Рассмотрены эксплуатационные и конструктивные свойства автомобиля, влияющие на вероятность загорания от внутренних и внешних источников зажигания. Исследованы топливная система и электрическая сеть автотранспортного средства как объекты потенциальной пожарной опасности. Рекомендованы мероприятия по пожарной профилактике системы электрооборудования. Приведены методы и результаты экспериментальных исследований.

 

ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМОБИЛЯ


 

 

1.1. Классификация и особенности пожаров автомобилей

 Основными понятиями при оценке пожарной безопасности любого объекта являются загорание и пожар, определение которых дано в ГОСТ 12.1.033-81 и СТ СЭВ 383-76. Загоранием называют неконтролируемое горение вне специального очага, без нанесения ущерба, а пожаром – неконтролируемое горение, развивающееся во времени и пространстве. Пожары классифицируют в зависимости от горючей среды (табл. 1.1).


Увеличение числа пожароопасных узлов и горючих материалов, усложнение условий эксплуатации и другие причины приводят к увеличению вероятности пожаров автомобилей. Вероятность загорания АТС по типам на 1 тыс. в год составляет:


Легковые . . . .  6,4-10 -4  

 

Автобусы . . . . 1,0-10 -3

 

Грузовые    . . . .  3,16-10 -3     

  

Мотоциклы  . . . .  5,7-10 -3


Таким образом, число пожаров АТС по всем типам намного превышает нормативное значение.


Пожары автомобилей возникают от внутренних и внешних источников зажигания. К внутренним источникам зажигания относятся: искры как результат неисправности электрической системы, или фрикционные искры вследствие ДТП; поверхности выпускной, тормозной систем и сцепления, нагретые выше температуры воспламенения паров легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (ГЖ) и горючих материалов, открытый огонь.


К внешним источникам зажигания автомобилей относятся: высокоинтенсивные потоки излучения, вызванные пожарами строений в местах хранения АТС или пожарами рядом расположенных АТС; открытый огонь при сварочных работах и др. Вероятность загорания автомобилей от внешнего источника составляет 0,12...0,16.


На автомобилях выделяют пожары: при эксплуатации; вследствие ДТП, в том числе на соревнованиях; на стоянках; при ремонте; при испытаниях новых автомобилей. Выделяют также пожары, вызванные поджогами автомобилей.


Пожары автомобилей при эксплуатации.

 

Наиболее частыми причинами пожаров автомобилей являются неисправности топливной и электрической систем. Реже возникают пожары вследствие нарушения герметичности элементов гидравлического оборудования и выпускной системы двигателей.


Опасность пожаров при эксплуатации АТС велика для пассажиров и объектов окружающей среды. Если пожар возникает в моторном отсеке, то продукты горения могут попасть в салон и привести к отравлению прежде, чем водитель остановит автомобиль, и пассажиры покинут его. В некоторых случаях при загорании элементов трансмиссии, ходовой части и тормозной системы дым и пламя встречным потоком воздуха отводятся от автомобиля и остаются невидимыми для водителя. При повреждении пламенем элементов тормозной системы могут возникнуть отказы в ее работе и в работе АТС в целом, что явится причиной ДТП.


Особенно опасны пожары АТС в тоннелях, где при выделении дыма снижается видимость и затрудняется эвакуация. При пожаре большегрузных автомобилей в тоннеле увеличиваются температура окружающей среды и ее токсичность. При пожарах АТС с опасными грузами температура в тоннеле может повыситься за 15 мин до 1200 °С. Это затрудняет ликвидацию пожара. Для обнаружения и ликвидации пожаров в тоннелях применяются телевизионные установки и средства дымоудаления.


Пожары автомобилей вследствие ДТП.

 

Их число незначительно по отношению к общему числу пожаров АТС. Однако они представляют наибольшую опасность для людей и окружающей среды, особенно при перевозке опасных грузов. Повреждение узлов и систем автомобиля при ДТП способствует развитию пожара, а заклинивание дверей и травмирование людей препятствует возможности тушения пожара ручными средствами и быстрой эвакуации пострадавших.


Если пожар начался в связи с утечкой топлива из поврежденного топливопровода, то скорость распространения пламени увеличивается в 2...2,5 раза в зависимости от места истечения топлива по сравнению со скоростью распространения пламени без нарушения герметичности топливной системы [21].


Особенно опасны пожары вследствие ДТП на автогонках. Гоночные автомобили наиболее опасны в пожарном отношении по сравнению с автомобилями обычных конструкций. Причины большой пожарной опасности – высоконагретые поверхности выпускной и тормозной систем, наличие развитой топливной системы и применение в тормозной системе магниевых сплавов, которые трудно тушить при их загорании. В случае пожара при аварии гоночного автомобиля без автоматической установки пожаротушения и средств индивидуальной защиты (теплозащитного костюма) вероятность гибели водителя в течение первых 30 с после аварии близка к 100 %, поэтому так актуально оборудование этих автомобилей автоматическими установками по¬жаротушения.


Быстротечность пожаров автомобилей вследствие ДТП потребовала разработки специальной технологии аварийно-спасательных работ и требований к пожарным автомобилям первой помощи для борьбы с пожарами на АТС. Такие автомобили используют на скоростных автострадах ЧССР, ФРГ и ряда других стран. Пожарно-техническое вооружение пожарных автомобилей первой помощи состоит из безыскровых аппаратов и других средств, специально разработанных для этого типа автомобилей. Безыскровые аппараты обеспечивают разрезание конструкций автомобиля, необходимое для быстрого извлечения людей из автомобиля, который находится под угрозой воспламенения. Для оказания помощи пострадавшим на автомобильных дорогах вследствие пожара выезды пожарных автомобилей первой помощи согласуются с выездом автомобилей скорой медицинской помощи. В оборудование пожарных автомобилей первой помощи входят также аппараты искусственного дыхания и первой неотложной помощи.


Пожары автомобилей на стоянках.

 

 

Причинами пожаров в гаражах являются:

 

- неосторожное обращение с огнем;


- нарушение правил пожарной безопасности при пуске двигателя, эксплуатации теплогенераторов и электрооборудования;


- дефекты, вызывающие перегрев выпускной системы и искры. Причиной загорания АТС в гаражах является также пожар рядом стоящего автобуса или грузового автомобиля. Вероятность распространения пожара от легкового автомобиля при отсутствии большой пожарной нагрузки в гараже незначительна. На открытой стоянке также вероятно распространение пожара от горящего автобуса или грузового автомобиля на рядом расположенные транспортные средства. Но, в общем, вероятность загорания автотранспортных средств на открытой стоянке ниже, чем на закрытой, так как здесь не скапливаются топливо, другие материалы и отсутствуют некоторые причины, вызывающие пожары в гаражах.

 


Пожары при ремонте автомобилей.


Они возникают из-за неосторожного обращения с огнем, нарушения правил пожарной безопасности в технологических процессах. Много пожаров возникает в результате несоблюдения правил техники безопасности при сварочных работах на временных и постоянных местах стоянки, а именно: при неисправной аппаратуре; в радиусе до 5 м от мест, не очищенных от горючих материалов; при наличии свежеокрашенных конструкций, неочищенных емкостей (цистерны, баки); при использовании одежды со следами горючих жидкостей.


Некоторые пожары возникают из-за незнания ремонтными рабочими конструктивных особенностей автомобилей. Так, пожар легкового автомобиля, в подвеске которого имеются резинометаллические прокладки, может возникнуть, если кабель сварочного трансформатора соединить с металлическими элементами корпуса автомобиля через заземляющий медный изолированный провод. При этом сварочный ток превысит допустимый, изоляция заземляющего проводника перегреется и загорится. Пожар распространится на весь автомобиль.


Пожарная безопасность при испытаниях новых, автомобилей.


Испытания проводят, чтобы оценить эффективность ручных и автоматических установок пожаротушения (АУП), показатели пожарной безопасности материалов, конструкции и автомобиля в целом, показатели пожарной опасности автомобиля как внешнего источника зажигания.


По месту возникновения пожары в новом легковом автомобиле распределяются, %:


Моторный отсек, в том числе корпус двигателя с теплоизоляцией; элементы электрооборудования и топливной системы . . .     43,3

Кабина или салон......................................  20,0


Кузов и багажный отсек.............................   7,8


Элементы ходовой части      .....................  3,0


Выпускная система.....................................  5,6


Другие места   ............................................  20,3


 
Причины пожаров большегрузных автомобилей следующие, %:


Утечка ГЖ из гидросистем  .................................. 22


То же, из двигателя  .............................................  22


То же, из охлаждающей системы ........................ 12


То же, из топливной системы ..............................  8


Неисправности электрооборудования  ..............  16


Механические поломки  деталей  .......................  15


Перегрузка шин или недостаточное давление в них, повреждения тормозной системы........................................................ 5


 
Основными причинами загорания большегрузных автомобилей являются попадание гидрожидкостей, масел и топлива на высоконагретые поверхности двигателя и турбокомпрессора из-за нарушения герметичности арматуры гидросистем, маслотопливопроводов двигателя и взрывы в цилиндрах подвески при попадании кислорода.


Ряд пожаров автомобилей возникает из-за расплавления пластмассовых деталей (топливного бака, топливо- и маслопроводов) под воздействием газов из разрушенного выпускного трубопровода.