Правовой документ

"Горящая Россия" доклад Верховному совету РСФСР Президенту России

Авторы:

Выходные данные:

Описание:

В 1991 году ведущие специалисты по пожарной безопасности подготовили действительно исторический документ - доклад "Горящая Россия". Он был адресован не Президенту, как многие считают, а верховному совету РСФСР. Именно по результатам его рассмотрения был разработан и введен в силу Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" первый нормативный правовой акт такого уровня. Мы предлагаем прочитать полную версию этого доклада на нашем сайте ptm01.ru

 

 


ГЛАВА 1. ПОЖАРЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ


 

 


1.1. НЕОСОЗНАННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

 


Пожары на Руси издревле были одним из самых тяжких народных бедствий. Во второй половине XIX века произошло около 2 млн. пожаров (до 40 тыс. в год). Ежегодно жертвами огня становились в среднем около 1000 человек, а материальный ущерб от пожаров достигал 500 млн. золотых рублей.

 

Значительное количество пожаров не было результатом недооценки пожарного бедствия или невнимания к нему. Профессиональная пожарная охрана и добровольческие пожарные команды имели тогда развитую организацию, оснащение, замечательные традиции. Большое развитие получило противопожарное страхование. Отличными пожарными командами гордились многие города России, образцовое оснащение и содержание пожарных являлось одной из наиболее важных и престижных задач органов территориального самоуправления, а также важной государственной задачей, которой уделялось повышенное внимание. В течение десятилетий службам пожарной охраны официально покровительствовала императорская фамилия.

 

Прошел век. Население России удвоилось и составляет более 150 млн. человек, неизмеримо вырос ее экономический потенциал. А как с пожарами?

 

При всем несовершенстве учета можно с уверенностью сказать, что сейчас в России пожаров в 10 раз больше, чем 100 лет тому назад.
Ежесуточно около 1,5 тыс. раз раздается сигнал тревоги в пожарных подразделениях и около 7 тыс. граждан РСФСР оказываются лицом к лицу с огнем. Сегодня, как и в далеком прошлом, пожарное бедствие становится важнейшей общенациональной проблемой.

 

Россия имеет самый высокий в мире уровень гибели и травмирования людей на пожарах, более чем в 3 раза, превышающий средний уровень развитых зарубежных стран. В 1990 г. в России по сравнению с 1989 г. количество погибших на пожарах увеличилось на 13% и достигло 6.9 тыс. человек, не менее 65 тыс. человек получили ожоги и травмы. Среди погибших - более 3 тыс. стариков и детей.

 

В течение часа, который Вы потратите на знакомство с этим документом, пожарные более 100 раз выедут по тревоге, будут уничтожены огнем материальные ценности более чем на полмиллиона рублей, погибнет по меньшей мере один и более десяти человек получат травмы и ожоги, многие из них останутся калеками или будут обезображены на всю жизнь.

 

При сохранении имеющихся тенденций в 2000 г. следует ожидать увеличения количества людей, погибших и травмированных на пожарах, соответственно, до 14 и 130 тыс. человек. При этом экономические потери от гибели и травмирования людей по самым скромным оценкам возрастут с 359 млн. руб. в настоящее время до 1 млрд. руб. в 2005 г.

 

Аналогичное положение складывается и в экономических категориях оценки потерь от пожаров. В 1990 г. потери от пожаров в России (по методике оценки потерь, сопоставимой с зарубежными и с учетом действующих государственных цен и стоимости основных фондов) превысили 5,3 млрд, руб., что составляет более половины ассигнований республиканского бюджета на социально-культурные мероприятия, существенно больше фонда занятости и социальной защиты населения РСФСР от безработицы и фонда поддержки крестьянских хозяйств вместе взятых и приблизительно равно государственным бюджетам Эстонии и Латвии.

 

Если же учесть действительную (рыночную) стоимость уничтоженных объемов материальных ценностей ежегодные потери превысят по оценкам экономистов 20 млрд, рублей. И это без учета весьма значительного экологического ущерба, который часто становится катастрофическим (пожары в лесах, на нефтяных месторождениях, химических предприятиях, ядерных электростанциях и др.).

 

Относительный уровень потерь от пожаров также самый высокий среди развитых стран мирз, он превышает сопоставимые показатели потерь (без учета потерь от гибели и травмирования людей) в Японии - в 6.3 раза, в Великобритании - в 4,5 раза, в США - в 3 раза, в Венгрии - в 6 раз.

 

Темпы роста количества пожаров и ущерба от них в 2,8-3 раза превышают аналогичные показатели для США. Среднегодовой темп прироста количества пожаров за последние 5 лет увеличился в 2,2 раза, что соответствует приросту на 12% в год и многократно превышает темпы роста экономики в этот период. При сохранении существующих тенденций количество пожаров в России удвоится за 7 лет, а ущерб от них (без учета инфляции) - за 6 лет. К 2000 г. количество пожаров по сравнению с существующим уровнем возрастет в 2,6-3 раза, а ущерб от них - в 3,5-4 раза. По оценкам авторов доклада пожары являются сегодня одной из серьезнейших причин разбазаривания ресурсов, богатств и сил России, а пожарная опасность техносферы достигла угрожающих размеров и стала в один ряд с другими национальными проблемами. Чем же объясняется такое катастрофическое положение с пожарами в России?

 

На этот вопрос нет простого ответа. Причин множество, среди наиболее важных - многолетнее, сознательно искажение реального состояния дел с пожарной безопасностью хозяйственниками и руководством пожарной охраны страны, когда, например, для учета потерь от пожаров использовался и продолжает использоваться до сих пор показатель так называемого "прямого ущерба", отражающий только остаточную балансовую стоимость уничтоженного и поврежденного огнем имущества с учетом его износа. "Прямой ущерб" намного (иногда в сотни раз) меньше реальных народнохозяйственных потерь от пожаров. Тем не менее, именно на таком аналитическом материале готовились государственные решения в области пожарной безопасности в течение последних десятилетий.

 

Во многом поэтому, средствами массовой информации до сих пор не показываются реальные катастрофические потери от пожаров, а величина этих потерь. остается неизвестной широкой общественности.

 

На уровне государственного управления также проявляется безразличие к проблеме пожаров. Вопросы пожарной безопасности находятся на далекой периферии практической деятельности правительственных учреждений и выборных органов. Союзные программы по обеспечению пожарной безопасности носят локальный и декларативный характер, практически не задевая и не разрешая многочисленных недостатков в этой области. Безразличие управленческих структур, широкой общественности и средств массовой информации к проблеме пожаров порождают безответственное отношение руководителей, инженерно-технического персонала к правилам пожарной безопасности и мерам противопожарной защиты.

 

Совокупно затраты на обеспечение пожарной безопасности, потери от пожаров и стоимость спасенного от огня имущества составляют гигантскую сумму - 19 млрд, руб. в год.

 

На этапе проектирования объектов народного хозяйства, разработки оборудования, изделий и материалов проектировщики и конструкторы уделяют вопросам безопасности недостаточное внимание. Как они, так и все большее число заказчиков и даже государственных органов, призванных своей деятельностью обеспечивать эту безопасность, всегда рады иметь минимальные требования пожарной безопасности в строительных нормах и правилах, стандартах и технических условиях на продукцию, но часто и они не выполняются.

 

Проверки, проводимые органами государственного пожарного надзора, показывают, что более 70% установок и систем пожарной сигнализации, смонтированных в новых жилых домах повышенной этажности, неработоспособны из-за их низкого качества или отсутствия квалифицированного обслуживания.

 

Разработчики и создатели товаров народного потребления не уделяют внимания обеспечению их пожарной безопасности, предотвращению выделения ядовитых веществ при их возгорании. В быту используется все больше огнеопасных материалов и изделий, различных, часто скрытых от внимания источников воспламенения. Многие электронагревательные и другие электропотребляющие изделия не отвечают требованиям пожарной безопасности и являются причиной до 22% от общего количества пожаров в жилье.

 

В 1990 г. только телевизоры, производимые отечественной промышленностью, стали причиной более 7 тысяч пожаров, на которых погибли 185 и получили увечья 205 человек.

 

Тем не менее стереотипы сознания не ориентируют население на необходимость оценки пожарной опасности приобретаемых изделий и условий их безопасного применения.

 

Непрофессиональное, искаженное представление о реальных проблемах в области обеспечения безопасности от пожаров обуславливает перекосы в трактовке и применении законодательства, освобождает виновных от реальной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.

 

Недостаток знаний и информации затрудняют решение вопросов финансирования, распределения ресурсов, долгосрочных капиталовложений в обеспечение противопожарной защиты. Нарастают негативные тенденции разрушения и того весьма слабого потенциала противопожарной защиты, который существует. Экономические конфликты, возрастающее стремление трудовых коллективов жить сегодняшним днем, в результате которого многие предприятия отказываются от содержания пожарной охраны и необходимых затрат на обеспечение защиты от огня, способны в короткий срок еще более обострить проблемы с пожарами.

 

Политика органов государственного страхования, несмотря на чрезвычайно высокую (более 350%) рентабельность страхования основных Фондов предприятий, организаций и учреждений, окончательно утратила связь с обеспечением пожарной безопасности. Органы Госстраха при постоянном возрастании количества пожаров и ущерба от них из года в год сокращают отчисления на реализацию противопожарных мероприятий. В практике страхования, при определении размеров страховых платежей и претензий отсутствует реальная связь с состоянием пожарной безопасности объектов.
Необходимо возродить противопожарное страхование в России, создать соответствующую мощную страховую компанию с государственным участием, стимулировать организацию частных компаний и развитие конкуренции в этой области страховых услуг.

 

Среди населения распространено совершенно искаженное представление о реальных проблемах, сложности и социальной значимости пожарной безопасности, работе противопожарных служб. Хорошо поставленная в дореволюционной России практика самозащиты от пожаров полностью утрачена. Большинство граждан рассматривают пожар как нечто такое, что никогда не произойдет по крайней мере по их вине.

 

Широкие общественные кампании по сбору средств преследуют самые разнообразные цели. Движимые чувством сострадания соотечественники отдают значительные средства на борьбу за мир, помощь странам, пострадавшим от стихийных бедствий, защиту памятников культуры, переименование городов и улиц, но не считают важной, например, организацию действенной помощи погорельцам. Между тем практически любой пожар в жилье, а на них приходится более 60% от общего количества пожаров в России, всегда наносит колоссальной тяжести удар по благосостоянию семей, здоровью их членов.

 

В целом в России за пятилетие уничтожено огнем около 200 тыс. строений общей площадью более 13 млн. кв. м. жилья.

 

Это означает, что ежегодно более 1 млн. человек в РСФСР (население крупного города) лишаются жилой площади в результате пожаров.

 

Помощь государства для них попросту смехотворна, общественные организации и объединения не считают необходимым включать это в область своих интересов, органы государственного страхования компенсируют потери в пропорции, которая никоим образом не соответствует размерам экономических потерь для семьи. В органах массовой информации за последние годы каких-либо сообщений о погорельцах не печатается, о трагедии этих людей стыдливо умалчивают.

 

Словом, за годы советской власти ранее весьма действенная система вспомоществования погорельцам практически развалилась.

 

Множество погорельцев во всех уголках России (до 420 тыс. чел. в год!) остаются практически лишенными условий для нормальной жизни, вынуждены многими годами ютиться у родственников, в общежитиях, снимать квартиры в наем.

 

Безразличие к пожарам как к общенациональной проблеме, охватывает и неправильное представление о личной безопасности и ответственности.

 

На каждого россиянина, который окажется свидетелем пожара и людских трагедий или будет задыхаться о дыму о собственном доме, приходятся сотни других, которые воспринимают угрозу пожара как нечто незначительное, умозрительное и не считают необходимым принимать даже элементарные меры предосторожности для их предотвращения.

 

В результате причиной около половины всех пожаров является беспечность и неосторожность граждан в обращении с огнем, часто преступная. Степень противопожарной безграмотности просто потрясает. Множество людей не в состоянии ориентироваться в элементарных противопожарных ситуациях, не говоря уже о более сложных, например, возникающих при пожарах в многоэтажных зданиях. Утрачены ранее широко распространенные навыки и средства противопожарной защиты. Многие граждане РСФСР с готовностью расходуя сотни, а часто и тысячи рублей на приобретение электронной бытовой техники, в то же время не считают нужным истратить 10 рублей на огнетушитель. В настоящее время почти во всех частных домах и квартирах в России нет каких-либо первичных средств пожаротушения. Практически нет в жилом секторе РСФСР и пожарных извещателей, широко распространенных в развитых странах мира.

 

В то же время при пожаре повседневное безразличие к противопожарным проблемам чаще приводит к панике и усугублению печальных последствий, чем к успешному спасению от огня.

 

В этих условиях все возрастающая сложность в реализации, низкий социальный статус пожарно-профилактической работы приводят к равнодушию и неверию в ее результаты даже среди части профессиональных пожарных.

 

Оценивая положение о целом. следует признать, что существует острое несоответствие усилий общества в области обеспечения пожарной безопасности современным требованиям.

 

Аналогичная ситуация в прошлом складывалась и в других странах, но воспринималась она по-иному. В начале 70 гг., когда в США резко увеличились количество пожаров и потери от них, это стало предметом широкой общественной кампании, принесшей заметные положительные сдвиги и позволившей стабилизировать обстановку. Тогда в конгрессе США была создана комиссия по пожарной безопасности, которая с участием широкого круга специалистов подготовила доклад «Горящая Америка», положивший начало новому этапу в борьбе с пожарами в США. Авторы доклада убедительно показали, что общество пытается решать проблемы пожарной безопасности, ориентируясь на прошлое свое состояние, а не на современные потребности, и именно в этом корень зла.

 

То же происходит сегодня в России. Средства противопожарной защиты, пожарная охрана меняются очень медленно или практически не меняются в течение многих лет, а общество быстро прогрессирует, усложняются технологии, увеличивается пожарная опасность материалов, растет энерговооруженность производств и быта. Этот все увеличивающийся разрыв и ведет к резкому росту числа пожаров и потерь от них.

 

Другим важнейшим фактором является постоянное ускорение урбанизации в России. Сегодня существенно более половины населения проживает в городах и почти 70% из этой численности - в больших и крупных, с числом жителей 100 и более тысяч человек. Их население растет особенно быстро. За период с 1979 по 1981 гг. население городов - "миллионеров" возросло на 29%, в то время как всех других городов России на 12%.
Нарастающие темпы урбанизации порождают ранее неизвестные в России проблемы пожарной безопасности. Так, несмотря на некоторое увеличение количества пожарных частей в городах. мощности пожарной техники, время, затрачиваемое пожарными машинами в пути к месту пожара, имеет сильную тенденцию к росту из-за перегрузки улиц транспортом. Растет этажность зданий, а соответствующие меры пожарной безопасности, в частности необходимое оснащение пожарных служб, отсутствует.

 

В результате - пожары в высотных зданиях всегда не только трагедия для его обитателей, но и настоящий кошмар для пожарных. При последнем по времени пожаре в высотном здании, происшедшем 23 февраля 1991 г. в одной из лучших гостиниц Ленинграда и потрясшем сначала этот пятимиллионный город, а затем и всю Россию, погибло 16 человек, в том числе 9 пожарных.

 

Гарантированное спасение людей при пожарах с верхних этажей ряда высотных зданий в Москве и других крупных городах при нынешнем оснащении пожарной охраны невозможно. Это хорошо знают специалисты, но практически неизвестно широкой общественности.

 

Более половины пожаров приходится сегодня на российские села. Практически любой пожар в сельской местности приводит к полному уничтожению объекта, на котором он возник. Да и не может быть иначе, сети среднее время прибытия пожарных к месту пожара превышает 32 мин, что объясняется крайней слабостью пожарной охраны в сельской местности. Отсюда и постыдные для развитого государства массовые пожары. Так, весной 1990 года только в Иркутской области в одночасье сгорело в поселках 1,5 тысячи строений, осталось без крова несколько тысяч человек.

 

1.2. ЖЕРТВЫ ПОЖАРОВ

 

Особенно тяжелыми последствиями сопровождаются крупные пожары, связанные, как правило, с аварийными ситуациями на объектах народного хозяйства или стихийными бедствиями. Только в последние годы, когда информация о крупнейших стихийных бедствиях и технологических катастрофах стала доступна общественности, произошли известные всем трагедии, возникшие в результате пожаров или сопровождавшиеся ими и унесшие тысячи человеческих жизней. География этих трагедий - вся Россия. Башкирия, Свердловск, Бологое. Арзамас - далеко не полный их перечень.

 

В результате взрыва и пожара на станции Арзамас - 1 погибло 806, травмировано более 700 человек, осталось без крова свыше 700 семей.

 

Взрыв на станции Свердловск-Сортировочная привел к одновременному разрушению и значительному повреждению 20 больниц и поликлиник, 55 школ, 30 дошкольных учреждений, 239 предприятий торговли и общественного питания. Более 1200 человек получили колотые и резаные раны, ушибы и другие тяжелые травмы. Около 10 тысяч жителей города нуждались в срочном обеспечении жильем. У детей и взрослых в зоне разрушений в первые дни посте катастрофы зафиксировано резкое увеличение частоты психических нарушений.

 

Во время катастрофы под Уфой в июне 1989 года пострадало более 1220 человек. Из 806 госпитализированных удалось спасти только 663 человека. Ожоги различной тяжести получили более 97% пострадавших, каждый пятый из них умер.

 

Отсвет пожара лежит и на Чернобыльской катастрофе.

 

Массовая гибель людей в этих катастрофах показала, что организация медицинской и аварийно-спасательной помощи пострадавшим в подобных ситуациях должна принципиально отличаться от традиционных форм.

 

Установлено: чем оперативнее медпомощь, тем меньше жертв. Но положение таково, что обожженным и пострадавшим при массовых катастрофах, сопровождающихся пожарами, действенную медицинскую помощь, удается организовать в лучшем случае лишь через 4-6 часов. Это следствие того, что силы и средства, способные эффективно участвовать в ликвидации последствий катастроф маломощны, разрозненны, не имеют общего управления и надлежащего оснащения.

 

Выход из этой ситуации - скорейшее создание единой государственной системы безопасности при чрезвычайных ситуациях, а также в ее рамках специализированной службы, способной оказывать оперативную первую медицинскую помощь в условиях катастроф.

 

В настоящее время в стране существует единственная специальная оперативная служба, способная на всей территории России обеспечить быстрый сбор и передислокацию сил и средств в места ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Это - аварийно-спасательные и пожарные подразделения МВД РСФСР.

 

Авторы рекомендуют в целях обеспечения эффективности организации и оказания экстренной медицинской и аварийно-спасательной помощи пострадавшим на крупных пожарах и стихийных бедствий провести переформирование и усилить существующие подразделения пожарной охраны, придав им, как это сделано в развитых странах мира, функции основной аварийно-спасательной службы в стране, способной также оказывать пострадавшим квалифицированную первую медицинскую помощь.

 

Это приведет не только к сокращению жертв пожаров, но и к резкому уменьшению гибели людей при автомобильных авариях, добиться которой силами государственной автомобильной инспекции невозможно.

 

Жертвы пожара - это не только погибшие и оставшиеся без крова люди, но и те, кто потерял здоровье, кого обезобразил и искалечил огонь. Около трети из них - дети. Нужно отмстить, что лечение ожогов требует длительной госпитализации и является одним из самых сложных процессов в медицине. Даже огромные затраты труда и средств не гарантируют полного физического и психического восстановления пострадавших. Трагическая атмосфера при получении травмы, длительная изоляция от семьи, чувство беспомощности, продолжительные боли в период лечения, косметические операции, которые часто не оправдывают ожиданий - все это приводит к глубокому отчаянию, что серьезно задерживает восстановление или делает его невозможным.

 

Если травму получил ребенок, то родители, конечно, тоже получают громадный психологический удар, последствия которого часто сопоставимы с физическими увечьями.

 

Статистика свидетельствует, что средняя продолжительность пребывания ожоговых больных на лечении в стационаре в 3 раза выше, чем терапевтических и хирургических. Стоимость пребывания в больнице и последующего их лечения также велика (она может достигать 30-40 тыс. руб., что привносит в проблему снижения количества пожаров дополнительный экономический аспект).

 

Наиболее квалифицированную медицинскую, в частности, хирургическую помощь и последующую возможность физически и морально поправиться пациенты могут получать только в специализированных ожоговых центрах (ОЦ), которые, как правило, имеют большой штат специалистов по общей, ортопедической и пластической хирургии, специально подготовленных медсестер и других специалистов, координирующих свои усилия по лечению всех последствий ожоговой травмы. Различие между уровнем лечения в ожоговом центре и обычной больнице часто становится вопросом жизни и смерти. В ожоговых центрах не только сохраняется больше человеческих жизней, чем в большинстве больниц, здесь также принимаются все возможные меры по восстановлению психического здоровья и профессиональной пригодности.

 

Летальность от ожогов среди больных, ленившихся в специализированных ожоговых центрах и отделениях в среднем в 3-4 раза меньше, чем при лечении их о обычных хирургических и травматологических стационарах.

 

Это не означает, что в лечении ожоговых больных нет проблем. Известно, например, что медсестры, вынужденные причинять сильную боль пациентам в течение длительного времени, зачастую не выдерживают серьезных нервных нагрузок, что приводит к высокой их сменяемости в ожоговых центрах. Способствует этому также отсутствие необходимых материальных стимулов и общее бедственное положение медицины в республике.

 

В настоящее время в РСФСР насчитывается 72 ожоговых центра и ожоговых отделений в больницах. Однако они не могут обеспечить лечение всех нуждающихся.

 

Авторы доклада рекомендуют, в течение последующих 10 лет создать еще 16 ожоговых отделений и центров, предусмотрев меры по их кадровому и финансовому обеспечению.

 

Рекомендуемое количество этих учреждений значительно меньше, чем предлагают некоторые специалисты, но мы полагаем, что другие мероприятия, изложенные в докладе, помогут серьезно снизить количество ожоговых травм и тем самым сократить потребности в их дорогостоящем лечении.

 

Требуют решения и многочисленные проблемы научного обеспечения работ по лечению ожогов.

 

Необходимо, чтобы Минздрав РСФСР значительно усилил поддержку исследований ожогов и методов их лечения. Для этих целей требуется, по оценкам специалистов, 10-12 млн. руб.

 

Не только ожоги, но и отравление дымом приводит к травмам и гибели людей на пожаре. Зарубежная статистика показывает, что более половины пострадавших от отравления газообразными продуктами сгорания умирают на месте пожара, 42% пострадавших, но оставшихся в живых, получают тяжелые отравления, каждый третий из них умирает в больнице, не приходя в сознание.

 

Несмотря на успехи медицинской науки, даже самые простые вопросы, относящиеся к этой проблеме, остаются без ответа.
Какой самый простой способ защиты человека от вдыхания дыма при пожаре?

 

Какие экстренные меры необходимо принимать на месте пожара, чтобы локализовать негативное воздействие продуктов сгорания на человека?
Эти и другие вопросы заслуживают большого внимания со стороны медицинской науки.

 

Требуется скорейшая разработка и осуществление программы исследований, связанных с повреждениями дыхательных путей при вдыхании дыма. На эти цели требуется около 10 млн. рублей.

 

Остро необходима также реализация программы исследований токсикологической опасности веществ и материалов, обращающихся в народном хозяйстве, создание системы сертификации и токсикологических исследований химической продукции, формирование республиканского автоматизированного банка данных по токсикологической опасности веществ и материалов, мерах доврачебной и врачебной помощи при токсикологических поражениях.

 

Авторы доклада настоятельно рекомендуют осуществить весь комплекс предлагаемых мер, что обеспечит не только социальный, но и значительный экономический эффект.

 

2 из 8
страница
Закрыть