Книга

Ф.Э. фон -Ландэзен Основы пожарного законодательства

Авторы:

фон-Ландэзен Ф.Э.

Выходные данные:

Санкт-Петербург, Пожарное дело, 1911 год

Описание:

Первая и единственная до сегодняшнего дня работа, посвященная теории пожарного права - как отдельной отрасли законодательства. К сожалению ни руководители пожарной охраны Российской Империи, ни советской пожарной охраны, ни пожарной охраны новой России не добились выделения пожарного права в отдельную отрасль, что, возможно объясняет до известной степени проблемы с пожарной безопасностью. Никто, кроме Федора Эдуардовича фон-Ландэзена не задумывался пока еще над тем, что такое - "пожарной законодательство)

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!


Несмотря на то, что наш сайт называется «пожарно-технический минимум» мы убеждены, что пожарная безопасность, это не только и не столько техника, сколько педагогика, право. Поэтому-то нам особенно приятно впервые в интернете разместить работу основоположника пожарного права – Федора Эдуардовича фон-Ландэзена.

 

Не раз и не два, приходилось нам видеть у «профессиональных юристов» снисходительные усмешки в ответ на употребляемую фразу «пожарное законодательство». Теперь мы можем отослать их к работе того, кто ввел эту фразу в обиход. Пожарное законодательство существует, существовало еще в 1911 году, когда была издана представляемая Вашему вниманию работа и, надеемся будет существовать и в дальнейшем.

 

Составил Член Совета Императорского Российского Пожарного Общества Ф. Э. фон-Ландэзен.

 

 

 

Соединённое заседание группы членов Государственной Думы и Совета Императорского Российского Пожарного Общества 2-го декабря 1910 г. возбудило вопрос о необходимости составить законопроект по пожарному и строительному вопросам. По просьбе совещания я решился приступить к составлению общих оснований и кратких объяснений законопроекта по борьбе с пожарами в России, заранее оговариваясь при этом, что работа эта не может претендовать на исчерпывающее значение, а лишь может послужить материалом для разработки затрагиваемого вопроса в специальной комиссии г.г. членов Думы при участии сведущих лиц.

 


При этом, как лицо, немало испытавшее на пожарном поприще, не могу не приветствовать той законодательной инициативы, которую уже давно ожидает горящая Россия, как от правительства, так и от своих народных представителей.
Пожары в России составляют столь ужасное и неоценимое по своим последствиям зло, что говорить об этом более подробно - значило бы повторять общеизвестные истины.

 

Считаю уместным лишь отметить, что кроме непосредственного уничтожения от огня имуществ разного рода на сотни миллионов рублей, пожары вызывают застой в торговле и промышленности, в правильном течении работ крестьянства, усиленное истребление лесов на сооружение новых построек взамен сгоревших и, как следствие последнего, обмеление рек и другие неблагоприятные условия.

 

При подобных обстоятельствах нельзя не признать за борьбой с отечественными пожарами общегосударственного значения, подлежащего внимательному и всестороннему изучению законодательных, правительственных и общественных учреждений.
К сожалению, сложность дела, привычка к ежегодному истреблению огнем большого народного достояния, наконец, быть может, более острые задачи современного момента вызывали некоторое, если можно так выразиться, равнодушие к пожарному вопросу. С другой стороны, малая успешность мер, ныне предпринимаемых для прекращения пожаров, правда, не всегда в достаточном размере и с надлежащей планомерностью, вызывают как бы сомнение в том, что и при более твердой и рациональной постановке пожарного дела результаты таковых мер все же, не оправдают возлагаемых на них ожиданий.

 

Но последнее соображение, конечно не может иметь решающего значения, ибо, придерживаясь его, возможно прийти к таким крайним выводам, что не следует, например, улучшать врачебной помощи, ибо люди все равно будут болеть и умирать и т. п.

 

Из личного опыта могу утверждать, что при более или менее правильно поставленной пожарной помощи и соответственных улучшениях в водоснабжении, сооружении зданий и вообще местных условий, пожарность может быть значительно понижена и сокращена. Так, Охтенский пригород близ С.-Петербурга ранее изобиловал пожарными случаями. Почти ежегодно там происходили массовые пожары, вызвавшие даже постановление Спб. городского общества взаимного страхования о прекращении там операций общества вследствие их постоянной убыточности. Однако за последние годы с проведением водопровода, устройством достаточного количества пожарных кранов, усилением местной пожарной команды паровой машиной, улучшением состояния местного отдела Пригородного пожарного общества и т.п. - стихийные пожары в этой местности прекратились и мало вероятны и в будущем. То же можно сказать о таких окраинах Петербурга, как Лесное, Удельная, Галерная Гавань и др.

 

Несомненно, что улучшение пожарной помощи и вообще пожарных условий той или иной местности может благоприятно отразиться на понижении пожарности и появлении стихийных бедствий.

 

При этом необходимо, однако, оговориться, что лишь совокупность условий улучшения мер борьбы с огнем может иметь положительные результаты.

 

Так, например, снабжение селений пожарными насосами или городов паровыми трубами без обеспечения их достаточным водоснабжением, рукавами, способами передвижения и правильным надзором, несомненно, является малопродуктивным и в то же время дорогим расходом.

 

Между тем, как в городском, так и в сельском пожарном деле именно возможно отметить нередко полную односторонность противопожарных мер.

 


Так, например, раздаваемые земством пожарные трубы снабжены обыкновенно столь недостаточным количеством рукавов, что нередко на пожарах обрекаются на бездействие, а иногда и сгорание. Вопросы улучшения водоснабжения также еще не разработаны. Известны, например, случаи засыпки прудов, в целях санитарных, хотя пруды эти копались при участии земских средств для обеспечения достаточного водоснабжения при пожарных случаях.

 


Сельские пожарные обозы находятся у нас в примитивном состоянии, не только вследствие халатности и равнодушия местного населения, но и потому, что нередко негде привести их в исправное состояние или заменить новыми.

 


Кроме того, как в населении, так и среди земских служащих часто нет достаточных знаний для правильной постановки борьбы с огнем, благодаря чему повсеместно пожарное дело у нас хромает.

 


Необходимо при этом отметить, что многие земства ставят своей главнейшей целью восстановительное страхование, то есть стремятся возможно полнее и скорее возместить населению убытки от пожаров.

 



На некоторых пожарных съездах раздавались даже голоса, что пожары являются лучшим дезинфекционным средством для нашей деревни, которая при их отсутствии обратилась бы в постоянный очаг эпидемических заболеваний.

 


Несмотря на оригинальность таких взглядов, нельзя прежде всего не отметить, что уничтожение огнем хотя бы и застрахованного в полной стоимости имущества, даже несмотря на немедленное удовлетворение страхователя страховым вознаграждением, все же представляет прямой убыток для государства, так как имущество, уничтоженное огнем, требует для своего возобновления затраты труда и материала, которые могли бы более производительно быть обращены на увеличение народного благосостояния.
Наконец, что касается значения пожаров в смысле периодической очистки жилищ, то взгляд этот не выдерживает критики, хотя бы потому, что при отсутствии просвещения и предусмотрительности в народных массах даже новое жилище может немедленно по заселении наполниться теми же болезнетворными началами и паразитами, как и сгоревшее.

 


В городах интерес к правильной постановке пожарного дела также весьма слабь. Кроме общих причин царящего у нас повсеместно, не исключая и столиц, отсутствия благоустройства и элементарных удобств жизни, объясняемых часто специальными явлениями, несовершенством начал нашего самоуправления и т.п., нельзя не подчеркнуть, что установившаяся издавна связь пожарного дела с полицией крайне неблагоприятно отзывалась на его состоянии.

 


В самом деле, городские обыватели, видя в пожарных командах обычно лишь отделения полиции, усматривая в их действиях (по перевозке арестантов, пьяных, буйных, мертвых тел, ловле бродячих собак и т.под.) нередко отсутствие прямой связи с непосредственными обязанностями по предупреждению и тушению пожаров, как-то сторонились этой отрасли городского благоустройства.

 


Взгляду этому в значительной степени способствовал порядок комплектования личного состава пожарных команд. Как известно, во время учреждения пожарных команд туда направлялись нижние чины из числа штрафованных или неспособных к военной службе. Брандмейстерами же по закону, сохранившемуся и поныне, могут быть «благонадежные унтер-офицеры».
Вполне естественно, что такой состав не мог пользоваться особым доверием населения. Всем известны случаи запирания ворот перед прибытием пожарных, грабежи и кражи на пожарах и т.п.

 


Все изложенное, конечно, не могло способствовать развитию в городах противопожарного дела, и городские думы принимали все меры обыкновенно к тому, чтобы возможно сокращать расходы на содержание пожарной части, считая ее чуждым для себя учреждением.

 


После же стихийных пожаров, уничтожавших у нас нередко значительную часть отдельных городов, городские управления обыкновенно вступали в пререкания с полицией по вопросу о порядке заведывания пожарными командами, причем пререкания эти нередко восходили на усмотрение Правительствующего Совета, дававшего им разнообразные толкования.
Так, Сенат одними указами определял признаки разницы между полицейскими и общественными пожарными командами порядком учреждения их штатов, а другими – порядок комплектования.

 

 

Все это лишь усугубляло неопределенность отношений городских учреждений к противопожарному делу; во многих случаях города смотрели на расходы по пожарной части, как на обязательные вроде содержания тюрем, расквартирования войск, и стремились к тому, чтобы придерживаться ассигнований в пределах, установленных штатными расписаниями.

 


Между тем означенные штаты, изданные преимущественно около 50-ти лет тому назад – совершенно устарели, города стали расти, население их увеличиваться, род построек изменяться, - а дело оставалось по-прежнему в первобытном состоянии.
Лишь в последние годы под влиянием пожарных съездов, изменившихся условий государственной жизни, а главным образом вследствие таких стихийных пожаров, как уничтожение огнем г. Сызрани и др., интерес к пожарному делу стал постепенно возрастать.

 


Этому способствовало отчасти и то обстоятельство, что министерство внутренних дел попыталось найти выход из сложившихся неопределенных положений относительно заведывания пожарной частью путем издания особых временных правил по заведыванию городскими пожарными командами, на основании которых в большинстве случаев удовлетворялись ходатайства городов о передаче пожарных команд в их заведывание, причем за полицией оставлено право распоряжения на пожарах и контроля за состоянием пожарных команд, все же остальное заведывание, как личным составом, так и хозяйственной частью, перешло к городам.

 


Хотя до введения этих временных правил и возникали сомнения о том, в какой мере изменения порядка заведывания пожарной частью могут повлиять на ея улучшение, но уже вскоре после этого оказалось, что большинство городов в пределах их средств стали вводить различные улучшения в этом деле.

 


Так, например, в городах Екатеринославе и Нижнем уже устроена электрическая пожарная сигнализация, в Архангельске, Николаеве, Кременчуге и Курске устроены новые части, пожарные обозы стали значительно усиливаться приобретением паровых машин и пр.

 


Вообще некоторый рост противопожарных мер за последнее время несомненен.

 


Но и тут нельзя не отметить до некоторой степени случайного характера городских противопожарных мероприятий. Так, многое зависит в данном случае от энергии и степени интереса отдельных лиц, а между тем ограждение населения от пожарных бедствий должно несомненно носить вполне определенный и планомерный характер.

 


Отсюда и вытекает необходимость установить в законодательном порядке те общие основания, коим должна удовлетворять противопожарная помощь в городах и селениях, и в виду общегосударственного значения этого вопроса тем же путем источник средств к воспособлению городам и селениям на приведение пожарной части в соответственный порядок.

 


Как известно, такие общие основания содержались в изданном еще в 1857 году уставе пожарном, где, например, предусматривалось распределение городов на части с обязательным устройством в них съезжих домов для хранения пожарных инструментов и пр.

 


Но вследствие устарелости большинства требований пожарного устава, таковой в кодификационном порядке был исключен из Свода законов и потерял свою силу. В настоящее время угрожающий рост отечественной пожарности вызывает, однако, по причинам, изложенным выше, необходимость установления законодательным норм по этому вопросу и к выяснению желательного их содержания мы и переходим.

 


Борьба с огнем требует, как известно, мер предупреждения и тушения. О степени важности тех и других существуют различные взгляды. Одни находят, что для пресечения пожарности требуется преимущественное применение предупредительных мер в смысле широкого распространения огнестойкого строительства, надзора за строительными правилами, состоянием печей и дымоходов, хранением разных огнеопасных веществ.

 


Другие, наоборот, признают, что проведение предупредительных мер в жизнь потребует столь значительного промежутка времени и таких громадных затрат, что результаты их могут оказаться лишь в весьма отдаленном будущем, да и то не без разных сомнений.

 


Мы находим, что проведение в жизнь мер предупреждения и тушения огня должно идти рука об руку, при чем склонны думать, что, как показывает опыт Запада, где большинство построек является огнестойкими, тем не менее пожарность и в них была и будет, хотя и представляется возможность сокращения горимости, а, следовательно, и убыточности от пожаров.

 


Таким образом, проектируемое законодательство должно коснуться как тех, так и других мер в общей их совокупности.
Относительно содержания закона желательно было бы наметить и утвердить лишь общие основания, предоставляя детали компетенций местных самоуправлений.

 


В этом отношении приходится отступить от способов изложения некоторых иностранных пожарных законодательств (например, Вюртемберского), где законом в точности регламентирован не только способ организации пожарной помощи, но даже размеры некоторых пожарных инструментов.

 


При разнообразнейших местных условиях, конечно, невозможно регламентировать в законодательном порядке эти подробности, а необходимо лишь установить тот общий план борьбы с пожарами, который должен быть проводим и развиваем местными обязательными постановлениями и распоряжениями.

 


Обращаясь к мерам огнетушения, как требующим немедленного улучшения, нельзя не прийти к выводу, что наиболее удобным в этом отношении было бы следующее законодательное требование.

 


п. I Каждое населенное место (город или более значительное селение, насчитывающее не менее известного числа домов и дворов, должно располагать организованной пожарной частью, которая по своему составу, устройству и снаряжению могла бы выполнить следующие задачи: 1) прибыть к месту пожара в кратчайший срок (по возможности не позже 10 минут), 2) привести в действие несколько непрерывных струй воды достаточной по местным условиям силы и мощности и 3) произвести списание людей, находящихся в опасности.

 


Такое требование заключало бы в себе все необходимые признаки правильно организованной борьбы с огнем, ибо кратчайший для прибытия помощи к месту вызова срок (по возможности не позже 10 минут) всеми авторитетами пожарного дела признается достаточным для успешного тушения пожара. Чтобы ускорить это прибытие, пришлось бы расположить самый пожарный обоз с определенным расчетом и содержать его в постоянной готовности к выезду, т.е располагать, и соответственными способами передвижения и способами извещения о пожарах.

 


Требование возможности дать на огонь несколько непрерывных струй (в больших городах их должно быть, конечно, довольно значительно) предусматривает необходимость устройства достаточного водоснабжения и огнегасительных снарядов надлежащей силы и конструкции, а последнее требование о возможности произвести спасание людей – предусматривает необходимость наличности надлежаще подготовленного пожарного отряда и спасательных инструментов.

 


Нам могут сказать, что писать законопроекты легко, но если осуществить и выполнить их нет возможности, то и само издание подобных законов является излишним.

 


На это можно возразить, что приведенное общее основание предусматривает общий план необходимой постановки пожарного дела в городах и наиболее крупных наших селениях и что, являясь обязательным для городских и сельских учреждений, осуществление его во всей полноте, конечно, невозможно в один-два года, а лишь в течение более продолжительного времени; при этом, обязывая города и крупные селения немедленно приступить к устройству своей пожарной помощи на изложенных общих началах, закон должен в то же время предоставить им возможность осуществления этой задачи. путем назначения известного срока или постепенности работы.