Богданович Е.В.

ЕВГЕНИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ БОГДАНОВИЧ

 

(из третьего номера журнала Пожарный, 1893 года, адаптировано современному русскому языку)

 

Считаем долгом напомнить в настоящем номере нашего журнала о человеке, заслуги которого в трудном деле борьбы деревянной России с огнем, в полном смысле слова, неисчислимы.

 

портрет Е.В. Богдановича

 

Теперь мы, работники противопожарного дела, имеем уже организацию, разветвляющуюся далеко и широко по всей России: во многих городах и селах, возникли пожарные общества, организованы пожарные команды, приобретаются разные технические усовершенствования для успешной борьбы с огнем. Некоторые из общественных добровольческих команд удостоились уже отличий от самого Царя. Недавно возник у нас, пожарных деятелей, свой специальный печатный орган; другой не менее яркий признак зарождающейся сплоченности и обединения пожарных деятелей — это состоявшийся прошлым летом в Петербурге первый сезд представителей пожарных обществ, обильный добрыми результатами. Но не забудем, что все эти отрадные явления—дело последних двух-трех лет, можно сказать, дело последних месяцев, благодаря энергичной и разумной инициативе нескольких выдающихся борцов и деятелей пожарного дела. Не то было прежде. Вот почему было бы грешно, среди нынешнего успеха, не вспомнить о человеке, который, 30 лет тому назад, выступил у нас один-единый среди общей спячки и общественной косности того времени, на борьбу со страшным всероссийским врагом,—который смело и бодро кликнул тогда первый клич, призывавший Россиян к деятельной борьбе с огнем,—и который с тех пор, не смущаясь ни мертвящим равнодушием, ни инертностью нашего общества, нашел в себе достаточно духовных сил, чтобы провести в жизнь и положить, во многих местах, так сказать, семена, зачатки того, что расцветает теперь среди нас.

 

Мы назвали Евгения Васильевича Богдановича.

В соответствие с темой нашего сайта http://ptm01.ru/ нас интересует именно пожарная деятельность Евгения Васильевича. Полная версия статьи будет представлена в разделе библиотека. /П.Ю. Князев/

Но, очерчивая общегосударственную деятельность Е. В., даже в самых кратких чертах, мы все-таки должны были сделать большое отступление в сторону от нашего специально пожарного дела. Возвращаемся к трудам Е. В. на противопожарном поприще.

 

В 1862 и 1863 гг. подполковник Богданович едет с поручением склонить жителей некоторых губерний к основанию общества взаимного страхования от пожаров. Это поручение, столь важное для сбережения средств казны и для общественного спокойствия, имело результатом основание специальных касс во многих городах и в том числе в Полтаве и Харькове; страховой капитал последнего города ныне исчисляется двумя миллионами рублей.

 

В 1864 году, отправившись с тою же целью в г. Муром, полковник Богданович, порайонный некоторыми местными условиями, склоняет городского голову Ермакова устроить в городе водопровод для противопожарных целей. Смело можно сказать, вспомнив то время, что это был первый клич, первое указание в России в этом направлении. Ныне примеру Мурома стремятся подражать уже многие русские города, но тогда, даже в столицах, об этом не было и речи.

 

В декабре 1870 года полковник Богданович представляет Министерству Внутренних Дел в высшей степени полезные соображения касательно предупреждения и пресечения пожаров в городах п селениях. Вместе с тем, предлагая устройство при всех станциях железных дорог наилучших пожарных снарядов, он охраняет интересы внутреннего, хозяйственного благосостояния.

 

В сентябре 1872 года, в Москве, во время политехнической выставки, в заседании комиссии по устройству пожарной части, Е. В. представляет ряд практических мер для борьбы с огнем.

 

Этот замечательный, в особенности по времени, доклад является также, так сказать. первым словом в России в этом деле.

 

Вскоре затем новая, заброшенная дотоле, сторона в деле борьбы с огнем обращает на себя внимание Е. В. — это так называемая наша речная противопожарная охрана — являющаяся прямо и всецело делом его рук.

 

Командированный в 1872 г. на Волгу, в Нижний Новгород, он там явился представителем Министерства Внутренних Дел в деле учреждения речной полиции в Нижнем Новгороде и Рыбинске, а также по устройству пожарной охраны на других волжских и камских, пристанях. Впрочем, лучшую оценку его трудов и деяний, но этой части можно найти в следующих строках из письма Министра Внутренних Дел к Военному Министру от 15 декабря 1874 года:

 

«В последние годы, озабочиваюсь изысканием мер к повсеместному устройству пожарной охраны, составляющей необходимейшую принадлежность государственного и общественного благоустройства, я давал полковнику Богдановичу постоянные и многосложные поручения по этому важному делу, представляющему у нас весьма большие еще пробелы. Его полезной деятельности и вполне добросовестным трудам я приписываю не только серьёзные улучшения пожарной части, достигнутые во многих городах, но также устройство не существовавшей доселе пожарной охраны по всем линиям железных дорог».

 

«Наконец с 1872 года, вследствие Высочайшего ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА резолюции об устройстве речной охраны от огня, в предупреждение гибельных пожарных катастроф на пристанях и судах, и вверила, полковнику Богдановичу ближайшее наблюдение, но делу учреждения речной полиции в Нижнем Новгороде и в Рыбинске, а также и устройство пожарной охраны на других волжских и камских пристанях. В этом новом деле организации речной полиции, за которым я следил с постоянным вниманием и которое представляло немаловажные затруднения даже при устройстве речной полиции в С.-Петербурге, я нашел в лице полковника Богдановича не только ревностного и вполне сведущего исследователя местных условий и обстоятельств, но также опытного и энергичного организатора».

 

За свои заслуги по делу борьбы с огнём, Е. В. получил от городов Харькова, Рыбинска и Мурома почетное гражданство и, кроме того, в последнем городе учреждены две стипендии его имени.

 

Вообще исключительно выдающиеся заслуги Е. В. Богдановича в деле государственной борьбы с огнем, могут быть подразделены на следующие пять отделов, представляющих каждый дотоле совершенно новое общественное явление у нас, призванное смело к жизни и твердо и умело проведенное в жизнь.

 

I. Речная противопожарная охрана, о коей сейчас была речь, утвердившаяся с тех нор по всей судоходной нашей сети. Ныне, благодаря этой охране, страшные катастрофы в роде той, что произошла в Нижнем-Новгороде в 1873 году, отошли уже в область преданий.

II. Меры для повсеместного водворения взаимного страхования и общие меры к предупреждению пожаров.

III. Пожарная железнодорожная охрана. В докладе 4-му общему сезду русских железных дорог в 1872 году Е. В. предложил следующие меры:

1) На всех городских станциях завести паровые трубы и другие пожарные инструменты.

2) Снаряд Жифара повсюду применять к тушению пожаров.

3) При проходе поездов через города или возле оных, заведывающие движением должны распоряжаться топкой так, чтобы искры из локомотива на это время не вылетали.

4) На станциях отвести особые отдалённые места для складов керосина, сала, негашёной извести и других самовоспламеняющихся или легковоспламеняющихся предметов.

5) Директорам или другим начальствующим лицам непременно раз в месяц осматривать пожарные инструменты на станциях и удостоверяться, хорошо ли станционная прислуга умеет с ними обращаться.

6) Учредить экстренные пожарные поезда, которые бы, в случае пожара где-либо на линии, как только получится телеграмма о несчастья, отправлялись на место с инструментами и прислугой под распоряжением пожарного старосты.

7) На таких поездах перевозить бесплатно военные команды, высылаемые начальствами их для оказания помощи тем местностям, где случился пожар.

8) На железнодорожных станциях образовать пожарного чтения, была розданная Е. В., также бесплатно разумеется, в числе ста тысяч экземпляров, «Молитва воина перед сражением», розданная войскам гвардии, когда последние выступали в 1877 году в поход за Балканы.

 

Нельзя не вспомнить здесь также о всем, сделанном этим убежденным народолюбцем в деле охраны народного здравия. Независимо от постоянного наблюдения за применением санитарных мер на строящихся казенных железных дорогах, главным образом среди рабочих, Е. В. Богданович, озабочиваясь вообще упорядочением врачебно-санитарной части на всей сети русских железных дорог, внес в начале 1886 года предложение о созыве для этой цели особого санитарного сезда из железнодорожных администраторов и врачей. На этом сезде, председательство в котором было поручено генерал-майору Богдановичу, выработан был, при участии лучших медицинских сил столицы, ряд положений и мероприятий, направленных к охране народного здравия на железных дорогах, что представлялось в то время особенно важным в виду общих по всей Империи забот по предупреждению возможного проникновения к нам с запада холерной эпидемии. Мероприятия, выработанные означенным съездом, в то время не потребовались собственно для борьбы с холерной эпидемией, но они положили основание общему санитарному благоустройству на наших железных дорогах, а с появлением холерной эпидемии в прошлом году, сослужили большую службу и специально против этой беды, так как именно выработанные названным съездом мероприятия были положены в основу противохолерной деятельности железных дорог.

 

В 1866 году, по случаю свирепствовавшего в Вятской и Пермской губерниях голода, полковник Богданович был командирован туда Министром Внутренних Дел. Поездка эта представляет большой интерес: в видах обеспечения в будущем от голодовок Приуралья, Е. В. впервые был озарен в то время смелою, считавшеюся тогда безумною, мыслью о большом Сибирском железнодорожном пути. Теперь, когда Державною Волею Русского Царя воздвигается уже с обоих концов этот гигантский, мировой путь, интересно вспомнить и по достоинству оценить, так сказать, первую лучезарную искру, указавшую и зародившую нынешнее грандиозное мировое дело — это краткая телеграмма полковника Богдановича к тогдашнему Министру Внутренних Дел из Екатеринбурга от 23 марта 1866 года:

 

«Устранив все затруднения по продовольствию Пермской и Вятской губерний и изучив местные условия, нахожу, что единственным надежным средством к предупреждению голода в Уральском крае в будущем была бы постройка железной дороги из внутренних губерний в Екатеринбург и далее до Тюмени. Такая линия, будучи впоследствии продолженною через Сибирь к китайской границе, получила бы важное стратегическое и международное коммерческое значение. Подробности доложу в Петербурге».

 

Не забудем, что это писалось тогда, когда о всех почти ныне назревших и выяснившихся русско-азиатских задачах еще и помину не могло быть. Невольно вспомнишь слова, сказанные покойным М.Н. Катковым в передовой статье «Московских Ведомостей» 18 декабря 1875 года:

 

«Не можем не упомянуть теперь главнейшего борца за южное направление Сибирской линии, полковника Богдановича. С удивительною энергией, настойчивостью и рвением в течение десятка лет он отстаивал свой проект».

 

Приведем здесь кстати характерный отзыв о том же и почтенного административного деятеля, генерал-губернатора Западной Сибири Хрущёва, выраженный в письме к Министру Внутренних Дел:

 

«В последние три года вопрос о кратчайшем, выгоднейшем во всех отношениях направлении Сибирской железной дороги всесторонне разработан лишь полковником Богдановичем. Рядом дельных статей он возбудил живое участие в литературе, послужившее уяснению вопроса, с изумительною деятельностью и энергией он произвел технические и научные изыскания, сумев найти материальные средства для составления полного проекта; наконец, даром убеждения, верным тактом в сношениях с людьми всех слоев общества, г. Богданович возбудил в огромном большинстве, особенно сибиряков, горячее желание всеми средствами их содействовать успеху истинно плодотворного сего предприятия. Это сочувствие выразилось уже дарованием ему почётного гражданства в городах: Тюмени и Сарапуле, а в населении сибирских местностей положительно стало заметно пробуждение к деятельности, оживленной надеждой, что в близком будущем удобный путь для размена производительности подымет общее благосостояние».

 

Отметим здесь, что за эту в полном смысле слова государственную заслугу, Е.В. был награжден поднесением почетного дорог и водных сообщений, свои пожарные команды, которые, по вызову местной администрации, могли бы быть посылаемы в известные пункты, охваченные пожаром.

 

и

 

5) Содействует материальными своими средствами: а) устройству вольных пожарных обществ, на существующих для того основаниях; б) улучшению способов водоснабжения; в) замене деревянных и соломенных крыш огнеупорными; г) распространению каменных и других огнеупорных построек вообще; д) обсаживанию деревьями проулков в селениях.

 

Когда Государыне Императриц, было доложено Председателем Общества Красного Креста генерал-адъютантом фон-Кауфманом об этом новом пожарном обществе, Ея Величество изволила выразиться, что «вполне разделяет взгляд на пользу учреждения общества» и выразила совершенное сочувствие этому делу.

 

Из этого краткого очерка означенного противопожарного общества можно видеть, что это благое начинание имеет все данные для успеха: Всемилостивейшее одобряется Заступницей русского народа от всяких бедствий—государыней императрицей, напутствуется благословениями первых святителей русской церкви, принявших на себя звание учредителей, и поддерживается общим сочувствием от первых вельмож государства и высших правительственных лиц до самых скромных граждан России. А между тем, к великому сожалению, это прекрасное начинание до сих пор еще ожидает своего осуществления.

 

Невольно вспоминаются слова, высказанные на первом съезде пожарных обществ почётным членом съезда Е. В. по этому поводу.

 

«От души приветствуя открывающийся съезд, я прошу позволения рекомендовать особенному вниманию почтенных русских деятелей противопожарного дела одно начинание, зародившееся — более 12 лет назад — при самых, казалось, счастливых предзнаменованиях, но до сих нор еще ожидающее своего осуществления. Основная цель этого Общества клонилась к тому, чтобы соединить прочною устойчивою организацией псе лучшие общественные силы России для борьбы с пожарным бедствием. Постановка на разрешение такой важной практической задачи встречена была в России всеобщим горячим сочувствием. Высокопреосвященные иерархи русской церкви, Митрополиты: С.-Петербургский Исидор, Московский Макарий, Киевский Филофей дали этому начинанию свое святительское благословение, приняв также звание учредителей общества. С горячим участием отнеслись к тому же начинанию бывшие тогда генерал-губернаторы: харьковский граф Лорис-Меликов, одесский граф Тотлебен, нижегородский граф Игнатьев и с.-петербургский генерал-адъютант Гурко. Во время поездки, тогда же предпринятой мною по России для подготовления организации Общества и его местных учреждений, я всюду встречал самое искреннее сочувствие целям Общества и общее расположение содействовать его осуществлению. Счастлив засвидетельствовать, что в числе местных деятелей того времени, особенно горячо и сердечно отозвавшихся на призыв содействовать успеху Общества, быль Екатеринославский губернатор, ныне Министр Внутренних Дел И. Н. Дурново».

 

«Плод созрел, остается сиять его твердою рукою. Кому же, как не достопочтенному собранию именитых русских деятелей по пожарному делу, взять на себя эту гуманную, благодетельную задачу? Удрученный недугом*), я оживаю при мысли, что могу передать в столь наделения руки излюбленнейшее дело, в которое я вложил свою душу. Я говорю себе: теперь или никогда!»

 

Благодаря скромным размерам нашего издания, нам, к сожалению, приходится остановиться. хотя мы далеко не исчерпали в приведенном кратком перечне всех выдающихся заслуг Е. В. Богдановича, и в особенности по пожарному делу. Нам остается пожелать здесь, от всей души, почтенному общественному деятелю еще долгое время продолжать свой плодотворный и прекрасный труд на благо нашей родины.

*) Е. В. был тогда болен.

 


 

статью подготовил:

инженер пожарной безопасности

П.Ю. Князев

Все права на текст статьи принадлежат автору. Копирование, распространение, использование и иные действия, за исключением ознакомления на данной странице сайта ptm01.ru  запрещены.

Разрешено: копировать ссылку (url) на данную страницу и направлять скопированную ссылку неограниченному кругу лиц.

В случае сомнений, руководствуйтесь правилом: всё, что не разрешено - запрещено