Постановление семнадцатаго арбитражного апелляционного суда от 16 января 2014 года № 17АП-15294/2013-АК

1

Инстанция: 2-я (апелляционная)
Суд: Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
Номер дела А71-3822/2013
Дата судебного акта: 16 января 2014 года
Номер судебного акта: 17АП-15294/2013-АК
Анализ:

Очень интересное и показательное судебное решение. Любопытны три момента:

1. Инспектор пожарного надзора проверил правильность определения категорий по взрывопожарной и пожарной опасности. Это редкость. Большинство инспекторов избегают это делать, а очень зря. Этим пользуются многие "лишние" в определении категорий люди, что не идет на пользу пожарному делу

2. В судебном решении суд не нашел оснований "не доверять специалистам в области пожарной безопасности", которые визуально (т.е. "на глаз") - определили предел огнестойкости строительной конструкции. Великолепная фраза. Это то, о чем мы писали, описывая предел огнестойкости строительной конструкции. Объект должен собирать доказательства того, что предел огнестойкости соответствует требованиям пожарной безопкасности. 

3. Обязанность доказывать наличие состава правонарушения суд возлагает не на надзорный орган, а на поднадзорный объект, которым не предоставлено доказательств ввода в эксплуатацию объекта, отвечающего требованиям пожарной охраны.

4. Суд в очередной раз подтвердил обязательность изготовления планов эвакуации из фотолюминесцентных материалов. Учитывая, что решение было принято до издания соответствующего приказа Росстандарта, это было на тот момент и законно и справедливо. 

 

Текст:

Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 16 января 2014 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,

судей Васевой Е.Е., Грибиниченко О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.,

при участии:

от заявителя - ООО "Сервисреммаш" (ОГРН 1061832011559, ИНН 1832047933): Тутов И.А., паспорт, доверенность от 08.07.2013,

от заинтересованного лица - Отдела надзорной деятельности г. Ижевска Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС по Удмуртской Республике: не явились;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заявителя - ООО "Сервисреммаш"

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 октября 2013 года

по делу N А71-3822/2013,

принятое судьей Калининым Е.В.,

по заявлению ООО "Сервисреммаш"

к Отделу надзорной деятельности г. Ижевска Управления надзорной деятельности ГУ МЧС по Удмуртской Республике

о признании незаконным и отмене постановления,

 

установил:

 

ООО "Сервисреммаш" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности г. Ижевска Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо) от 09.04.2013 N 04/110-112 (ПБ) о привлечении к административной ответственности по ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 октября 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обжалует решение в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить.

В апелляционной жалобе оспаривает факт совершения обществом нарушений указанных в п.п. 1, 4, 7, 8 оспариваемого постановления, за которые предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, а также нарушений, выразившихся в том, что в помещении ПДБ используется временная электропроводка для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ; внутреннее пожаротушение не обеспечивает орошения любой точки помещения не менее чем двумя струями воды; помещение окрасочной камеры не защищено автоматической установкой пожаротушения.

Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на доводах апелляционной жалобы.

Заинтересованное лицо по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.

Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направило, что в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судом положений законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 11.02.2013 N 19 Управления МЧС России по УР 05.03.2012 заинтересованным лицом проведена проверка противопожарного состояния помещений ООО "Сервисреммаш", расположенных по адресу: г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, 298.

В ходе проверки выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

1) категория здания "Д" по взрывопожарной и пожарной опасности определена неверно (в здании находятся (обращаются) горючие жидкости) (ст. 27 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила противопожарного режима);

2) в производственных помещениях устроены встроенные помещения из горючих материалов и листового металла (п. 23 "л" Правил противопожарного режима в РФ);

3) в техническом помещении компрессорной хранятся горючие жидкости, другие предметы (п. 23 "б" Правил противопожарного режима в РФ);

4) заполнения проемов (двери, окна) вставки не имеют требуемого предела огнестойкости не менее EI 30 (двери) и Е 30 (окна) (30 минут) (Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ч. 4 ст. 4, ст. 88, таблица 24; СП 10.13130.2009 п. 6.1.22; СНиП 21-01-97* п.п. 5.14*, 7.4; СНиП 2.09.04-87* п. 1.25*);

5) дверь вентиляционных на 2-ом этаже вставки ("антресоль" ЛИТЕР "Р") не имеют требуемого предела огнестойкости не менее EI 30 (30 минут) (Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ч. 4 ст. 4, ст. 138, таблица 24; СНиП 41-01-2003 п.п. 13.6, 13.7);

6) в вентиляционной на 2-ом этаже вставки (N 20 на поэтажном плане) хранятся горючие материалы, мебель и другие предметы (п. 23 "б" Правил противопожарного режима в РФ);

7) несущие колонны здания второй степени огнестойкости не имеют требуемого предела огнестойкости не менее R 90 (90 минут) (колонны незащищенные стальные) (Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ч. 4 ст. 4, ст. 87, таблица 21; п. 5.18* СНиП 21-01-97*);

8) планы эвакуации людей в случае пожара не соответствуют ГОСТ Р 12.2.143-2009 (планы выполнены не на основе фотолюминесцентных материалов) (п. 7 Правил противопожарного режима в РФ; ГОСТ Р 12.2.143-2009 п. 6.2.7).

За указанные нарушения предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также выявлены нарушения, предъявляемые к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения, а так же требования пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, а именно:

1) электросветильники не закрыты защитными колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией (ПДБ, технолог ОТК, комплектовочная покупных материалов, помещение электриков) (п. 42 "в" Правил противопожарного режима в РФ);

2) в помещении ПДБ используется временная электропроводка для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ (п. 42 "з" Правил противопожарного режима в РФ);

3) загроможден доступ к пожарному крану N 1 (п. 23 "е" Правил противопожарного режима в РФ);

4) распределительная электрокоробка в коридоре на 2-ом этаже вставки ("антресоль" ЛИТЕР "Р") не закрыта защитной крышкой, предусмотренной конструкцией (п. 42 Правил противопожарного режима в РФ);

5) внутреннее пожаротушение не обеспечивает орошения любой точки помещения не менее чем двумя струями воды (имеется по 1 рукаву и 1 стволу) (Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ч. 4 ст. 4, ст. 60, ст. 62; п. 4.1.1 таблица 2 СП 10.13130.2009; п. 55 Правил противопожарного режима в РФ; п. 6.1* таблица 2 СНиП 2.04.01-85*);

6) не проводится проверка пожарных кранов на работоспособность (не реже 2 раз в год весной и осенью) с составлением соответствующих актов (п. 55 Правил противопожарного режима в РФ);

7) на корпуса огнетушителей не нанесены порядковые номера белой краской (п. 475 Правил противопожарного режима в РФ).

За указанные нарушения предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, предъявляемые к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, а именно:

1) помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ч. 4 ст. 4, ст. 84; СП 3.13130.2009 таблица 2 п.п. 16, 17; НПБ 104-03 п. 5.1 таблица 2 п.п. 15, 20);

2) помещения не защищены автоматической пожарной сигнализацией (Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ч. 4 ст. 4, ст. 54; СП 5.13130.2009 приложение А п.п. А.4, А.10; НПБ 110-03 п.п. 4, 14);

3) помещение окрасочной камеры не защищено автоматической установкой пожаротушения (Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ч. 4 ст. 4, ст. 52, ст. 61; СП 5.13130.2009 приложение А п. 10, таблица А.4; НПБ 110-03 п.п. 4, 14, таблица 4 п.п. 1, 2).

За указанные нарушения предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выявленные нарушения обязательных требований пожарной зафиксированы в акте проверки N 19 от 18.03.2013 (л.д. 52-54).

02.04.2013 Управлением МЧС России по УР в отношении ООО "Сервисреммаш" составлены протоколы N 04/110 (ПБ), N 04/111 (ПБ), N 04/112 (ПБ) от 02.04.2013 по ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, выдано предписание N 19/1/1-18 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

09.04.2013 заинтересованным лицом вынесено постановление от 09.04.2013 N 04/110-112 (ПБ) о привлечении к административной ответственности по ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 руб.

Полагая, что постановление является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях заявителя составов вменяемых административных правонарушений, отсутствия оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда.

Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Частью 3 ст. 20.4 КоАП РФ установлено, что нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ). Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

В силу статьи 2 Федерального закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В силу статьи 3 Закона N 123-ФЗ правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон "О техническом регулировании", Федеральный закон "О пожарной безопасности" и данный Федеральный закон, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Таким образом, требования пожарной безопасности могут содержаться как в федеральных законах, иных нормативных правовых актах, а также законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах, так и в нормативных документах по пожарной безопасности, подлежат выполнению всеми лицами в зависимости от возложенных на них действующим законодательством задач и обязанностей, в том числе на добровольной основе в обеспечение соблюдения требований пожарной безопасности.

Соответствующие доводы заявителя о добровольном характере исполнения требований Национального стандарта, о том, что СНиП 21-01-97* не входит в федеральный перечень национальных стандартов и сводов правил строительных норм и правил, нарушения которых вменены органом надзорной деятельности обществу, суд апелляционной инстанции отклоняет как несостоятельные.

СНиП 21-01-97* содержит противопожарные требования, подлежащие обязательному соблюдению. Нормы и правила, изложенные в данном нормативном акте, устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.

Статьей 37 Федерального закона N 69-ФЗ установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ).

Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что факт нарушения заявителем требований законодательства в области пожарной безопасности, указанных в процессуальных документах административного органа, подтверждается материалами дела и заявителем документально не опровергнут, что свидетельствует о наличии событий вменяемых административных правонарушений, ответственность за совершение которых установлена ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы апеллятора об отсутствии нарушений, указанных в п.п. 1, 4, 7 оспариваемого постановления, за которые предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, подлежат отклонению.

В целях установления требований пожарной безопасности, направленных на предотвращение возможности возникновения пожара и обеспечение противопожарной защиты людей и имущества в случае возникновения пожара в зданиях, сооружениях и помещениях, производится классификации зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности (ст. 26 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").

В силу ст. 27 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ помещения производственного и складского назначения независимо от их функционального назначения подразделяются по пожарной и взрывопожарной опасности на категории, которые определяются исходя из вида находящихся в помещениях горючих веществ и материалов, их количества и пожароопасных свойств, а также исходя из объемно-планировочных решений помещений и характеристик проводимых в них технологических процессов. К категории Д (пониженная пожароопасность) относятся помещения, в которых находятся (обращаются) негорючие вещества и материалы в холодном состоянии.

 


В силу п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

 

Поскольку в ходе проверки объекта защиты было выявлено хранение горючих жидкостей в производственном цехе, орган надзорной деятельности пришел к правильному выводу о неверном определении обществом категории помещения по взрывопожарной и пожарной опасности как категории "Д". Иного заявителем не доказано.

 


 

 

 

В целях установления требований пожарной безопасности к системам обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности осуществляется и подлежит применению пожарно-техническая классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков (часть 1 статьи 28 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").

Степень огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков, классы их функциональной и конструктивной пожарной опасности указываются в проектной документации на объекты капитального строительства и реконструкции (часть 2 ст. 28 ФЗ N 123-ФЗ).

Заявителем в материалы дела представлен раздел "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" проектной документации по техническому перевооружению части здания по адресу г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, д. 298 "производственно-административная часть здания", согласно которой определена IV степень огнестойкости здания, на которую и ссылается заявитель, в том числе в апелляционной жалобе.

Между тем, данные доводы апеллятора несостоятельны.

 В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ порядок определения степени огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков устанавливается ст. 87 данного Федерального закона.

 Согласно ч. 2 ст. 87 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ пределы огнестойкости строительных конструкций должны соответствовать принятой степени огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков. Соответствие степени огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков и предела огнестойкости применяемых в них строительных конструкций приведено в таблице 21 приложения к данному Федеральному закону.

 В силу п. 5.17 СНиП 21-01-97* здания, а также части зданий, выделенные противопожарными стенами, - пожарные отсеки (далее - здания) - подразделяются по степеням огнестойкости, классам конструктивной и функциональной пожарной опасности. Для выделения пожарных отсеков применяются противопожарные стены 1-го типа. Степень огнестойкости здания определяется огнестойкостью его строительных конструкций. Класс конструктивной пожарной опасности здания определяется степенью участия строительных конструкций в развитии пожара и образовании его опасных факторов. Класс функциональной пожарной опасности здания и его частей определяется их назначением и особенностями размещаемых в них технологических процессов, в силу п. 5.18* СНиП 21-01-97* здания и пожарные отсеки подразделяются по степеням огнестойкости согласно таблице 4*.

Части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности в силу ч. 1 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека.

Пределы огнестойкости для соответствующих типов заполнения проемов в противопожарных преградах приведены в таблице 24.

Кроме того, требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям по ограничению распространения пожара в зданиях и сооружениях содержатся в Своде правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", применительно к рассматриваемой ситуации в п. 6.1.22. Аналогичные требованиям п. 6.1.22 СП 4.13130 содержатся в п. 1.25 "СНиП 2.09.04-87*. Административные и бытовые здания".

 


Указанные требования обществом не соблюдены. В ходе проверки при визуальном осмотре объекта защиты должностным лицом уполномоченного органа надзорной деятельности в сфере пожарной безопасности установлено, что не имеют требуемого предела огнестойкости заполнения проемов (двери, окна) вставки, несущие колонны здания второй степени огнестойкости (соответственно пункты 4 и 7 (по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ) постановления). Оснований не доверять специалистам в области пожарной безопасности у суда апелляционной инстанции не имеется, оспаривание указанных требований заявителем обосновывалось лишь неприменением нормативных документов, а не характеристиками строительных конструкций.


 

 

При этом не могут быть приняты доводы апеллятора о IV степени огнестойкости здания, поскольку данная степень определена проектной документацией применительно к части объекта, подлежащей техническому перевооружению, а не к проверяемому объекту защиты.

 


Представленная в октябре 2013 г. Декларация пожарной безопасности на введенное в эксплуатацию помещение здания также не может служить доказательством соблюдения заявителем требований пожарной безопасности при эксплуатации объекта защиты, являвшегося предметом проверки в апреле 2013 г. Доказательств проведения реконструкции здания, ввода в эксплуатацию объекта, отвечающего требованиям пожарной безопасности, который являлся бы объектом надзорной проверки в апреле 2013 г., заявителем не представлено.


 

 

Таким образом, факт совершения заявителем нарушений, указанных в п.п. 1, 4, 7 оспариваемого постановления, за которые предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.

Довод апеллятора об отсутствии нарушения, выразившегося в том, что планы эвакуации людей в случае пожара не соответствуют ГОСТ Р 12.2.143-2009 (планы выполнены не на основе фотолюминесцентных материалов), подлежит отклонению.

 

Пунктом 7 Правил противопожарного режима установлено, что на объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре.

ГОСТ Р 12.2.143-2009 распространяется на фотолюминесцентные эвакуационные системы и элементы системы, в том числе планы эвакуации, которые применяются.

Согласно пункту 4.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009 фотолюминесцентная эвакуационная система (далее ФЭС) включает в себя (визуализацию) элементы, обозначающие: пути эвакуации, эвакуационные двери (аварийные выходы), опасные места расположенные вдоль путей эвакуации, места размещения спасательных средств, средств противопожарной и противоаварийной защиты, средств связи, объекты оперативного опознания.

В соответствии с п. 4.2.1 ГОСТ Р 12.2.143-2009 ФЭС проектируют как автономную, самостоятельную систему эвакуации, обеспечивающую уменьшение времени эвакуации и информирование о структуре путей эвакуации в целях организации управления движением людей по эвакуационным путям для: - зданий, сооружений, а также их отдельных частей; - потенциально опасных объектов (их отдельных частей, при наличии расчета пожарного риска), в том числе морских (речных) объектов; - зданий, сооружений и объектов без естественного освещения, но при наличии искусственного освещения (в том числе подземных сооружений и объектов) площадью более 100 м2; - транспортных средств, перевозящих более 36 человек.

 


В силу п. 6.2.7 ГОСТ Р 12.2.143-2009 планы эвакуации следует выполнять на основе фотолюминесцентных материалов.

Поскольку на основании ст. 2 Федерального закона N 69-ФЗ, ч. 3 ст. 4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным документам, предусматривающим требования пожарной безопасности, отнесены национальные стандарты, таковым является ГОСТ Р 12.2.143-2009, обязательность его применения следует из действующего законодательства.

Следовательно, требование пожарной безопасности об изготовлении фотолюминесцентных планов эвакуации подлежит обязательному исполнению.


 

 

 

 

Факт совершения нарушения, выразившегося в том, что в помещении ПДБ используется временная электропроводка для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ, также подтверждается материалами дела.

В соответствии с п.п. "з" п. 42 Правил противопожарного режима запрещается использовать временную электропроводку, а также удлинители для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ.

На момент проведения проверки в помещении ПДБ использовался удлинитель для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ, что подтверждается фотоматериалами и заявителем данное обстоятельство не опровергнуто. Соответствующие доводы апеллятора подлежат отклонению.

Факт совершения нарушения, выразившегося в том, что внутреннее пожаротушение не обеспечивает орошения любой точки помещения не менее чем двумя струями воды (в помещениях имеется по 1 рукаву и 1 стволу), также подтверждается материалами дела.

В соответствии с таблицей 2 СП 10.13310.2009 для производственного здания данного объема внутреннее пожаротушение каждой точки здания должно быть обеспечено не менее чем из 2-х стволов с расходом воды не менее 5 литров в секунду.

На момент проведения проверки внутреннее пожаротушение каждой точки здания было обеспечено 1 стволом. Доказательств обратного заявителем не представлено. Соответствующие доводы апеллятора подлежат отклонению.

Факт совершения нарушения, выразившегося в том, что помещение окрасочной камеры не защищено автоматической установкой пожаротушения является доказанным.

В соответствии с таблицей А.4 СП 5.13130.2009 окрасочные камеры с применением ЛВЖ и ГЖ оборудуются автоматическими установками пожаротушения независимо от типа. Наличие в момент проведения проверки окрасочной камеры подтверждается материалами дела и заявителем не опровергнуто. Соответствующие доводы апеллятора подлежат отклонению.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Установленные факты правонарушений свидетельствуют о том, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности. У заявителя имелась возможность для соблюдения требований пожарной безопасности, однако им не были приняты своевременные меры для их соблюдения. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что обществом своевременно предпринимались все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности.

В силу изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях заявителя составов административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

Административным органом соблюден процессуальный порядок привлечения заявителя к административной ответственности. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. О времени и месте составления протоколов об административном правонарушении, вынесения постановления по делу об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом.

Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ. Наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб. назначено заявителю с учетом положений статьи 4.4 КоАП РФ.

Оценив характер и степень общественной опасности совершенного муниципальным учреждением правонарушения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оно содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем не является малозначительным.

С учетом изложенного решение суда по настоящему делу отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

постановил:

 

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 октября 2013 года по делу N А71-3822/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Сервисреммаш" - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

 

Председательствующий

Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА

 

Судьи

Е.Е.ВАСЕВА

О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО

Скачать:  
История рассмотрения дела: