Большая ошибка большинства инструктажей чтение или слушание различного рода определений и терминов из разных нормативных правовых актов или нормативных документов. Это неправильно, так как сразу отвращает человека от того, чтобы учиться. Ну представьте себе себя же на таком обучении. Вам преподают, что пожар это неконтролируемое (уже засыпаем) горение (что-то с физикой) вне специального… на слове «очаге» человек отключается.

 

Не дает желаемого эффекта и приведение на инструктаже статистики пожаров. Люди не воспринимают цифры. Им скучно. Им наплевать на все, им нужно получить подпись пожарника проводящего инструктаж и пойти работать.

 

Поэтомув рамках первого вопроса нами рекомендуется показывать документальные фильмы о пожарах (ограничив просмотр только теми сотрудниками, которые согласятся на него добровольно).

 

Например можно показать этот фильм:

 

В 90% случаев (про остальные 10 % ниже) после просмотра (и только после просмотра) люди готовы были учиться, так как начинали бояться, переносить увиденное на себя, своих близких, и становились способны воспринимать инструктаж не как нудное, а как нужное мероприятие. Тут можно перейти ко второму этапу объяснения того, что такое пожар – разбор его причины.

 

После того как люди поймут что такое пожар увидев его, следует детально рассмотреть причину пожаров, приводя постепенно человека к мысли о том, что единственная причина того, что он видел на экране – это собственная халатность человека, наплевательское отношение к вопросам обеспечения пожарной безопасности. Возражения этому утверждению в практике обучения встречаются постоянно. Каких только причин обуславливающих страшные картины гибели людей не придумывают. Виноваты и окурки, и проводки и пьяные пожарники без воды.  На каждый из таких, встречающихся упреков, преподаватель должен подбирать контраргументы. Пожарники никого не спасали и не подали лестницу? – Да, потому что не могли установить ее из-за припаркованных ЛЮДЬМИ автомобилей. Пожарники приехали поздно? Да, потому что их вызывали через полчаса после обнаружения пожара и по дороге их два раза не пропустили автолюбители. Пожар произошел из-за окурка? Нет – из-за конкретного человека, который курил в не установленном для этой цели месте. Пожар случился из-за короткого замыкания? Нет из-за электрика, неправильно смонтировавшего проводку. Такие аргументы, как правило, действуют и человек осознает, что именно он, лично он может быть виноватым в ситуации – аналогичной увиденной в фильме о пожаре.

 

Говоря «как правило», мы имеем в виду, что такие встречаются и такие обучаемые, которые активно и целенаправленно противятся подаваемой информации противопоставляя ей свой опыт, свою позицию. Мы не нашли способа бороться с такими людьми, за исключением того, что в подобных случаях мы переходим ко второму вопросу противопожарного инструктажа и говорим, что раз они – люди «неподдающиеся», то пусть тогда просто запомнят, что нарушение требований пожарной безопасности будет грозить им ответственностью, осознают они свою вину в возникновении пожара или нет при этом – не особо и важно, т.к. этот вопрос будут решать уже не они, а родная прокуратура. Так плавно можно и нужно перейти ко второму вопросу – ответственности.